Викинги — это не только песни «о походах, о сраженьях, о красе родной земли» и
хмельных пирушках в честь всего этого, но и жестокие легенды о
предательстве, обреченности мира, тотальный фатализм и повышенное число
самоубийств. И эта темная сторона Эдды, несомненно, может служить
лирической основой для очень депрессивного дума.
Очередной
фьюнерал-думовый one-man-проект Grivf избрал мрачные страницы Старшей
Эдды в качестве текстовой концепции своего творчества. Альбом
«Yggdrasil» посвящен обретению Одином Высшей Мудрости и утрате
человечеством тайны рун, которую Один добыл, провисев 9 дней на
Иггдрасиле, проткнутый собственным копьем. На таком материале можно
было выпустить и серию концептуальных альбомов, но лирика Grivf
немногословна, и примерно половина ее представляет собой цитаты из
Речей Высокого (Havamal).
Музыка претерпела изменения по сравнению с
предыдущими альбомами. Похоже, что Isar, чьим проектом и является
Grivf, решил отделаться от ассоциаций с Nortt. Клавиш стало еще меньше,
и услышать их в середине треков можно только при внимательном
прослушивании. Правда, теперь музыка стала напоминать замедленный
«Filosofem»...
Основную роль играют грязновато звучащие скрипящие
гитары: то ли блэковые, то ли вдохновленные Khanate. Хотя если в блэке
гитары можно сравнить с бензопилой, то у Grivf они больше напоминают
первобытную пилу, которой слушателю режут вены Незамысловатые партии двух гитар отчетливо различимы на протяжении всего альбома. И они вкупе
с вокалом создают очень жуткую атмосферу, в сравнении с которой Nortt и
куда более успешные фьюнерал-думовые группы покажутся жизнерадостной
музыкой. Дум часто ассоциируется с осенью... Но музыка Grivf — это
жестокая февральская метель, заставшая одинокого странника врасплох
морозной ночью.
Те крупицы слов, что написаны Isar'ом, исполнены
скримом и звучат действительно мрачно. Цитаты же из Эдды, как им и
подобает, прочитаны нормальным голосом, а не исковерканы хрипом. Для
придания народного духа в таких вставках из Речей Высокого были
приглашены сессионные музыканты для игры на перкуссии и чистого голоса.
Казалось бы, они должны разбавить довольно монотонную и мрачную музыку,
но ритуальные ударные лишь усугубляют картину. Даже гитарное соло в
одной из композиций и часто звучащая акустическая гитара, которая в
какой-нибудь викинг-металической группе вписалась бы в бодрую музыку,
звучат почему-то угнетающе, в отличие от более мягкого «Draugsrunor»
(2006).
Меньше клавиш и эмбиента, но чуть больше разнообразия, еще
больше дроунового скрежета вместо блэкового, и тотальный мрак — вот
главные отличия от альбома Grivf 2006 года и от творчества Nortt.