08:20 О происхождении некоторых жестов | |
Первое, что бросается в глаза наблюдателю live – выступлений рок — групп со стороны, — это море выброшенных в воздух рук, покачивающихся в жесте, с незапамятных времён известном как «коза» и небывало популярном среди почитателей тяжёлой музыки. Как и любой другой элемент невербального общения, она используется для передачи информации, которая воспринимается на уровне подсознания и не требует особого разъяснения. Так кажется. Тем не менее, разные люди воспринимают «козу» по-разному, исходя из своих познаний о ней. А история у неё обширная, и до сих пор изучена не во всех подробностях. Мощный, жёсткий ритм, оглушительный звук, сумасшедший восторг зала – настоящий драйв, знакомый любому, присутствующему на концерте любимой рок — группы. Полное осознание своей причастности к происходящему, ощущение единения музыки и человека — и все та же «коза» как символ сплочённости толпы. Вот и самое распространённое объяснение: это как бы сигнал, говорящий о принадлежности к определённому пласту общества и особой культуре. Без лишних затрат слов и времени на концертах и вне их рокеры сообщают друг другу – «мы едины». Не случайно, говоря даже о чисто внешнем сходстве, «козу» довольно часто сравнивают с латинской буквой U, по аналогии с буквой V (victory) из указательного и среднего пальцев. Расшифровывается же эта U как united, или unity, кому что ближе, поскольку смысл один и тот же — единство, объединение. Есть, кстати, ещё одна версия. Трёхпальцевая (указательный, мизинец, большой палец) «коза» является частью фразы «я тебя люблю» в английском языке глухонемых. В мире же музыки с помощью неё фанаты выражают любовь к своему кумиру… Первым "козу" начал использовать Ronnie James Dio в начале 80-х, ещё будучи в составе Black Sabbath. Просматривая старые концертные видео с Дио, нельзя не заметить то как изящно и естественно он пользоваться этим жестом. Сразу видно, что музыкант хорошо знаком с жестом и знает, как с ним обращаться. Сам же Дио говорит, что ещё в детстве его этому научила родная бабушка. Когда они с ней гуляли и бабушке не нравился кто-то из прохожих, она начинала шипеть и тыкать в него "козой", на вопрос зачем она это делает, она отвечала, что так отгоняет от него зло и порчу, но таким же образом можно и проклятье наложить, если делать это преднамеренно. Надо сказать, что до сих пор отчаянно спорят, он ли на самом деле впервые употребил этот жест и открыл «козе» путь в мир тяжелой музыки. Во всяком случае, он обычно значится в списке кандидатов первым, а среди других назывались и Риччи Блэкмор, и Джимми Хендрикс, и Джордж Клинтон (чернокожий фанковый исполнитель, не президент), и Роджер Долтри… В некоторых регионах Европы жест двумя пальцами использовали суеверные людьми для защиты от сглаза, колдунов и прочей нечисти. Жест этот древний и корни его уходят в оккультные науки, преследующие человечество с самого его появления. На старых персидских фесках изображались лучники чьи пальцы, натягивающие тетиву лука, сложены необычным образом - указательный палец и мизинец оттопырены, остальные собраны вместе, древко стрелы зажато между безымянным и средним пальцами правой руки, если вы попробуете зажать какой-нибудь предмет подобным образом, то найдёте этот способ крайне неудобным. При стрельбе из лука, в большинстве случаев, древко стрелы зажимается между указательным и средним пальцами. Очевидно персидские стрелки связывали своё ремесло с чем-то мистическим, да и как иначе если цель сего занятия - поражение мишени, её убийство. Если смотреть на "козу" как на сакральный символ, то ответы можно найти в хиромантии, где указательный палец связывается с Юпитером, а мизинец с Меркурием. В греческой мифологии первый является верховным божеством, богом неба, грома и молний, ведающий всем миром, а второй богом обмана, воровства и ловкости, а ещё он проводник душ умерших в подземное царство. Что же до остальных пальцев, то средний отождествлялся с Сатурном - богом земли, безымянный с Солнцем. Стоит ли говорить о том какой популярностью пользовалась Астрология и Хиромантия на заре цивилизаций и как тесно было связанна их жизнь с этими науками. Таким образом, древние, делая "козу", обращались к двум божествам одновременно, прося защиты у Юпитера, а у Меркурия - помочь недругу добраться в царство Смерти. Те, кто хорошо знаком с египетской мифологией и держал в руках книгу Мёртвых, наверное, знает, какие статуи стоят в гробницах фараонов. Фигуры, поставленные охранять мумию, держат пальцы сложенными в "козу", тех кто осмеливался осквернить усыпальницу должны были ожидать страшного проклятья, а то и смерти. Очевидно египетские жрецы понимали этот жест, также как древние греки и персы. В Средневековье тёмные люди, принимавшие знания древних за ересь и дьяволопоклонничество, особенно во времена инквизиции, значение "козы" отождествляли с врагом рода человеческого, его рогами. Думали, что так приветствуют друг друга черти и ведьмы. Хотя и вилками многие тогда не пользовались, ибо она тоже рогатая. Многие исполнители тяжёлой музыки придумали свои жесты, - фронтмен Soulfly Макс Кавалера зажимает безымянный палец большим, а остальные пальцы оставляя оттопыренными. Основатель легендарных Manowar Джой Де Майо выдумал свой собственный жест - sign of the hammer. Лидер коллектива KISS бас-гитарист Джин Симмонс несколько переиначил "козу" и поднимает 3 пальца: указательный, мизинец и большой палец - издревле символизирующий фаллос, оплодотворение. В добавление ко смыслу первых двух пальцев, большой выражает надежду на воскресение. Многое говорили об этом жесте в разные времена, особенно в Средневековье. То видели в «козе» рога дьявола, то три шестёрки – дьявольское число. Считали, что так ведьмы приветствовали друг друга. Все та же «коза» стала Символом Древних (надо понимать, духов), которым, по арабской книге о чёрной магии Некрономикону, можно было этих самых Древних призвать в случае необходимости. Между прочим, интересно, что «коза» своей формой напоминает мудру (магический жест в виде определённого положения пальцев) Энергии. Отличие в том, что средний и безымянный пальцы в мудре Энергии кончиками соприкасаются с большим, а не просто прижаты. На востоке (и не только) широко практикуется лечение с помощью таких жестов. Причём название многих мудр восходит не столько к религии, сколько к восточной мифологии. В общем, с какой стороны ни посмотри, «коза» является типично языческим знаком. ************************ «Распальцовка» использовалась новыми русскими как знак собственного превосходства. "Коза" - распространённый жест угрозы у блатарей "классического периода" – с начала 30-х по 70-е годы. Заимствован у босяков и беспризорников 20-х годов, сопровождался традиционными угрозами – шнифты выдавлю! или чичи протараню! (то есть выколю глаза). С середины 80-х годов в арестантской среде у так называемых старых бродяг, правильных пацанов и т.д., то есть у представителей истинного шпанского братства вырабатывается негативно-ироническое отношение к распальцовке (как по-другому называется "блатная коза"). Это считается "дурным тоном", признаком "жужжащих", толстолобых, урлы (туповатой молодёжи). Уважающие себя арестанты посмеивались и издевались над теми, кто растопыривал пальцы веером. После "перестройки", с начала 90-х годов, жест блатарей переняли бандиты, ракетчики (рэкетиры). В среде представителей новой криминальной волны почти не было людей с тюремно-лагерным опытом, преобладала молодёжь, агрессивная, энергичная, но туповатая и, как говорят правильные пацаны (то есть уголовники, которые следуют воровским законам и традициям), – без понятий. Эти уголовники новой формации переняли некоторые внешние атрибуты блатарей, и прежде всего – распальцовку. Так что в настоящее время выражение пальцы веером чаще всего ассоциируется с представителями бандитского мира (в отличие от воровского), с теми, кого принято называть быками. В местах лишения свободы выражения пальцы веером, пальцы гнуть (см.), распальцовка служат издевательской, негативной характеристикой человека, который стремится подражать отрицательно настроенным осуждённым, добиваться внешнего сходства с ними. А вот в Италии коза к металлистам отношения не имеет. Это у них жест против сглаза и всяческих плохих примет, но только если пальцами вниз. Обязательно нужно сделать, если например, катафалк увидишь. Тот же жест, но пальцами вверх, как у металлистов – это очень грубое ругательство, "рогоносец". Гораздо грубее, чем средний палец и любые ругательства на словах. "Коза" – почти единственное за что действительно могут морду набить... Оскорбительный смысл повсеместно вкладывается в знак рукой от локтя и отставленный средний палец. Оба жеста имеют фаллическое значение. Последний из них использовал еще Калигула, протягивая "бесстыдный палец" приближенным для поцелуя. Особо широкое распространение имеет в настоящее время в США. Калифорнийские таксисты применяют его в качестве обозначения неудачи и разочарования. На Ближнем Востоке то же обозначается ладонью, повернутой вниз, с отогнутым средним пальцем и расставленными остальными. Как и в Западном мире, этот жест имеет оскорбительный в сексуальном смысле характер. Более эмоциональной версией данного жеста является показ руки до локтя, когда кисть другой руки кладется перпендикулярно. В Великобритании используется не как оскорбление, а как вульгарный, грубый комплимент чьим-либо сексуальным качествам. У французов жест от локтя называется "рукой почета". А в Японии и Таиланде его воспримут как предложение полного спектра сексуальных услуг... Упоминания непристойного жеста пальцем имеются уже в античности, у Аристофана в комедии «Облака» и у римлян (лат. digitus impudicus). Французский летописец Жан Фруассар пишет, что англичане во время Столетней войны показывали французам средний палец. В 1976 средний палец показал свистящей толпе вице-президент США Нельсон Рокфеллер. Средний палец среди футбольных болельщиков известен как жест Эффенберга: немецкий футболист Штефан Эффенберг показал болельщикам средний палец в ответ на оскорбления и свист на Чемпионате мира по футболу в 1994 году, после чего был отчислен из сборной и провёл в ней лишь два товарищеских матча четыре года спустя. Любопытно, что на родине футболиста, в Германии, за такой жест (нем. Stinkefinger) официально по закону может быть наложен штраф. Шиш, также кукиш, дуля, фига — фигура, выполненная с помощью пальцев одной руки (сложенная в кулак рука с большим пальцем, просунутым между указательным и средним). Этот жест используется людьми в различных конфликтных ситуациях и спорах, как бездоказательный аргумент или элемент утверждения и давления (непозволительная уловка), и, как правило, направляется противнику в лицо («под нос», «шиш на рыло» и др). Слово «шиш» используется как самостоятельно, для обозначения ситуации, например: «нет ни шиша» — означает отсутствие чего-либо (денег, ценностей и пр.), так и как выражение: «шиш тебе!», «шиш тебе с маслом!» — отказ дать что-либо, подсказать или оказать помощь человеку. Часто применяется в разговоре. Одна из версий происхождения названия связывает его с борьбой Милана против Фридриха I Барбароссы в XII в. Подняв восстание, миланцы изгнали императора, усадив его верхом на мула. Когда Барбаросса вновь овладел городом, он приказал каждому горожанину снять фиговый листок, прикрепленный к заду мула. Фига являлась также аллегорией небольшой цены. Имея в виду этот смысл, один из персонажей У. Шекспира говорит: "Фига твоей дружбе". Выражение "не дать ни фига" означает, что не была дана даже такая мелочь, как фига. Существует мнение, что слово «Фига» или «Фиг» как ругательство возникло на основе грубой фразы на немецком — «фик-фик махен» («fick-fick machen»), означающей занятие (или предложение заняться) сексом. Уличные проститутки сопровождали данную фразу жестом, имеющим в русском и других славянских языках несколько своих, оригинальных названий —- «Дуля», «Шиш» или «Кукиш», в силу чего данный жест также стал именоваться «Фига». Согласно же П. Я. Черных, слово «фига» попало в славянские языки через французский, ср. франц. (с XIII века) faire la figue à — «издеваться над кем-л.», восходящее к средневек. ит. far la fica — «делать, показывать кукиш». В ср.-итальянском языке это выражение (может быть, в следствие контаминации с ficcare — «втыкать», «вгонять», «всовывать») получило непристойно-вульгарный смысл. На Руси фиги отождествляли с шишками (хотя фиги округлее). Ясно, с чем отождествляли шишки, почему указательный палец донские казаки звали "шишок", и почему венгерское "шишак" - "шлем" - так хорошо прижилось в русском языке, хотя с "шиш" никак не связано? Тут "шиш", "фига" - прежде всего, голова (и старшего из бурлаков звали "шиш"). «Фига», то есть кулак, в котором большой палец просунут между средним и указательным, изначально предполагает сексуальное оскорбление. Кулак символизирует мошонку, а выглядывающий кончик большой пальца — пенис. . Фига так же используется против сглаза в некоторых странах, в частности в Португалии. Старообрядцы считали фигу эквивалентом троеперстного крещения. У бразильцев фига служит пожеланием "доброй удачи". «Умри и будь проклят! И фига твоей дружбе!» – говорит, а вероятно, и показывает при этом фигу персонаж Шекспира в пьесе «Генрих V». В настоящее время и в Британии, и в России фига часто присутствует в таких выражениях сожаления, как «Не дать ни фига» («Not to give a fig»), «Не получить ни фига», а также используется, чтобы передать незамысловатое восхищение, например «Не фига себе!»; но сам жест при этом не демонстрируется… Кольцо, образуемое большим и указательным пальцами, связывается со значением выражения "о’кей". По одной из версий, жест был заимствован европейскими колонизаторами у индейцев и являлся знаком одобрения и восхищения. Оксфордский словарь английского языка интерпретировал "о’кей" как "все правильно". Еще задолго до открытия Америки знак кольца упоминался римским оратором I в. Квинтилианом в качестве грациозного обозначения одобрения. В немецкой системе жестов имеет совершенно иное значение — "ослиный зад". Акстелл приводит анекдот, когда на похвалу знаком кольца со стороны американского рабочего его немецкий напарник отказался работать с ним дальше. В ряде латиноамериканских стран кольцо также является оскорблением. Колумбийцы этим жестом обозначают гомосексуалистов. Во Франции он означает "ноль" или "ничего не стоящий". Жест кольца перед носом интерпретируется французами как очень пьяный. У японцев знак кольца символизирует деньги, поскольку вызывает ассоциации с формой монет. Жест поднятого большого пальца пользуется большой популярностью как знак одобрения. Наоборот, опущенный большой палец обозначает осуждение. Традиционно считается, что жест этот происходит от практики решения римской публикой судьбы гладиаторов. Поднятый палец означал сохранение поверженному бойцу жизни, опущенный был сигналом к его смерти. Впрочем, подтверждений подобной версии не обнаружено. По мнению Дж. Фоли, "неправильное толкование возникло из неверного перевода выражения pollice verso, которое означало "повернутый" большой палец, но не говорило, как этот поворот осуществляется. На самом деле, когда зрители выражали желание добить поверженного гладиатора, "поворот" был вверх, т. е. палец распрямлялся. В случае же, если зрители хотели помиловать гладиатора, они убирали палец внутрь ладони, и этот жест имел название pollice compresso. Согласно Плинию Младшему, жест использовался публикой во время выступлений оратора в целях указания на поддержку его речи или несогласия с ней. В настоящее время поднятый большой палец часто используется как просьба подвезти. Но таким способом не рекомендуется останавливать машину в Австралии или Нигерии, где этот жест является знаком сексуального оскорбления. В Испании поднятый вверх большой палец символизирует поддержку баскского освободительного движения. У греков и сардинцев означает, что человек наелся. Опущенным вниз пальцем греки призывают держать себя в руках. источник | |
|
Всего комментариев: 5 | |
| |