Deutschland über Alles: Немецкая волна Итак, в поисках «металлических» корешков до сих пор назойливо довелось кружиться в основном над территориями всего двух государств: Великобритании и США. Однако даже несмотря на размеры последнего запас их там отнюдь не бесконечен, а посему мне пришлось направить свои стопы в Центральную Европу и попытаться отыскать что-нибудь питательное там. Первичным объектом моих расследований стала великая Германия, занимающая, пожалуй, самое почетное место в истории матерения Тяжелого Металла 80-х. Весьма примечателен тот факт, что разыскать хоть сколько-нибудь информативные печатные материалы по европейскому влиянию мне так и не удалось. Все, что попадалось мне на глаза (если вообще попадалось) – это своего рода рецензии, которые в большинстве своем выглядели примерно следующим образом: «Destruction? М-м-м… Кажется, это такая древняя немецкая Трэш-группа. Говорят, хорошо нарезали ребята, но если я правильно помню по имевшемуся у меня когда-то альбому «Infernal Overkill», который я давным-давно кому-то подарил, меня все равно не особо пробрало…». Ну и так далее. У меня даже сложилось впечатление, что в Америке про европейскую музыку просто ничего не знают или знать не хотят, а в самой Европе – взять хотя бы все ту же Германию, как главный оплот – ни у кого руки что ли не дошли, написать хоть что-нибудь связное? И это при том, что более мелодичного и искусно сыгранного Металла не производила ни одна страна на свете! Весьма любопытен тот факт, что одними из самых истовых почитателей европейского Металла являются японцы. Дело зашло настолько далеко, что многие альбомы металлических групп 80-х теперь можно найти только в Японии, поскольку только там они и переиздавались. Как бы там ни было, эта музыка радикально отличается от, скажем, американской (явно не в последнюю очередь благодаря тому, что исполняется представителями стран, обладающих самобытной многовековой культурой) не только стилем, но и профессионализмом музыкантов, продюсеров и звукорежиссеров. Не часто попадаются альбомы европейских групп, сыгранные на скорую руку в подвале или записанные кое-как на восьмидорожечном магнитофоне. Даже Панк, изначально задумывавшийся как антимузыка, и тот не могут сыграть как положено – все слажено и отточено до неприличия! Единственным недостатком можно считать уровень владения английским языком некоторыми вокалистами, а именно прорезающийся местами и режущий слух романо-германский акцент, особенно заметный когда «медляки» затягивают. Нелишне будет заметить, что Спид-Метал – термин, который американцы используют применительно ко всякой быстро играемой жесткой музыке (к той же Metallica, например) – является, по всей видимости, все же исключительно немецким изобретением и подразумевает не только скорость исполнения, но также определенное звучание и эмоциональный настрой или посыл, если угодно. Вообще американцы – интересные люди: взяли все что им было нужно у европейцев и сделали вид, что они тут ни при чем… Ну, да пусть это останется на их совести. Итак, поскольку информации чисто статистического характера, как то: кто, когда, за что и на какое место в чартах попал, у меня, мягко говоря, не густо, я сразу перейду к хронологии развития европейской ветви этого великого искусства. Хотим мы того или нет, начать нам, вне всякого сомнения, придется с самой известной во всем мире (и одновременно одной из старейших в жанре) немецкой группы Scorpions (1972). Большинству рядовых слушателей Scorpions известны исключительно по суперкассовым балладам и обязательным номерам всех дискотек вроде When The Smoke Is Going Down («Blackout», ©1982), Still Loving You («Love At First Sting», ©1984) и Wind Of Changes («Crazy World», ©1990). Однако баллады – отнюдь не единственное, что у них хорошо получалось (и получается). Несмотря на то, что музыку группы практически всех периодов – как, впрочем, и музыку большинства европейских коллективов – отличает явная коммерческая направленность, выражающаяся в хоровых распевках, запоминающихся мелодиях и берущих за душу соло, это совсем не мешает ей оставаться тяжелой, быстрой и напористой. Послушайте хотя бы «Virgin Killer» (©1976) или «Taken By Force» (©1977) – звучит весьма убедительно, несмотря на почтенный возраст. Я уже не говорю про вышеупомянутые «Blackout» и «Love At First Sting», которые по праву считаются пиком в творчестве группы. У себя на родине Scorpions безо всякого сомнения являются одним из самых влиятельных коллективов, воодушевившим на создание не одно поколение групп. Как известно, английский язык всегда был и останется международным языком Рока, что ставило неанглоязычные по происхождению группы в несколько затруднительное положение. Однако, несмотря на это Scorpions сумели пробиться даже к сердцам американцев, уступая при этом ТОЛЬКО местным Van Halen! Второй и, позволю себе смелость утверждать, не менее влиятельной командой стала Accept, возникшая и расправившая плечи на гребне НВБТМ в 1979 году. Возглавляемая крепышом-коротышкой в «камуфляже» Udo Dierkschneider, обладающим уникальным сиреноподобным голосом, группа мгновенно достигла культового статуса даже за пределами крохотной Европы. Они довольно быстро отказались от классической формулы НВБТМ, с которой они начинали на своем дебютном одноименном альбоме, и предложили слушателю совершенно новый музыкальный брэнд, позднее получивший несколько сбивающее с толку название Пауэр-Металл. Их труды стали образцом Спид-Металла на десятилетия вперед – быстрая и крайне пронзительная музыка, построенная на концепции гармонирующих сдвоенных лидер-гитар (в лице Wolf Hoffmann и Jörg Fischer соответственно), мощной ритм-секции (Peter Baltes – бас и Stefan Kaufmann – ударные) и оглушительного Udo. Представьте теперь, что вся эта энергия замешана на гимноподобных мелодиях, которые крепко оседают в мозгу слушателя и при желании легко напеваются, и вы получите то, что олицетворял собой Accept. Пожалуй, Scorpions и Accept – единственные центрально-европейские группы, получившие мировое признание, сравнимое с популярностью, скажем, Iron Maiden или Metallica, но с точки зрения музыкальной ценности далеко не единственные жемчужины романо-германской металлической сцены. Всплеск этой разновидности тяжелой музыки пришелся на вторую половину 80-х, когда повылезавшие отовсюду, словно грибы после дождя молодые лейблы немецкой звукозаписи такие, как Noise, Aaarrg, Disaster, Gama, Steamhammer, No Remorse и десятки других, взялись «подписывать» молодые таланты (кстати сказать, не только европейские). Одно из центральных мест в этой индустрии заняла компания Noise International – одна из немногих, существующих и по сей день. В числе первых релизов этого лейбла числится 30-минутная пластинка – сборник, пророчески озаглавленный Death Metal (©1984), на котором были представлены 4 группы (с двумя песнями каждая): Helloween, Running Wild, Hellhammer и Dark Avenger. Первые три со временем превратились в мегамонстров европейского Металла, заложив основы Пауэр-, Спид- и Дэт-Металла соответственно, а последняя так и канула в небытие. Разумеется, музыка, представленная на этом сборнике, кроме обложки, на которой аляповатая старуха с косой поедает внутренности растерявшегося мужика, имела мало чего общего с Дэт-Металлом наших дней. Ну, разве что Hellhammer, в том же году переименованный в Celtic Frost… Следующим за этим релизом на Noise стал дебютный альбом «Heavy Metal Breakdown» (©1984) ныне легендарной немецкой группы Grave Digger, продемонстрировавшей свое видение Трэша. Вообще говоря, Трэшем это можно назвать лишь с определенной натяжкой, а посему стиль, представляющий собой Пауэр, тесно граничащий с Трэшем, я отныне буду называть Евротрэшем, если не возражаете. В этой связи нельзя не вспомнить опять же немецкий коллектив Avenger (1984) (не путать с одноименным британским эпохи НВБТМ!) в 1986 году трансформировавшийся в Rage – любопытную и на редкость плодовитую группу, своей неуемной активностью радующую фэнов пресловутого Евротрэша и по сей день. Сюда же следует отнести и несколько культовых, но, к сожалению, мало известных широкой публике банд, внесших неоценимый вклад в становление европейского Металла, как то: Living Death (1984, GER), Iron Angel (1985, GER), Angel Dust (1986, GER), Risk (1988, GER) (группа, основанная бывшими участниками Angel Dust и Faithful Breath (1973!)), Grinder (1988, GER) и конечно же Headhunter (1989, GER) (группа бывшего басиста и вокалиста Destruction). Раз уж я снова вспомнил про Destruction, не могу удержаться от искушения еще раз напомнить читателю о самых суровых представителях трэшевой лиги центральной Европы. Хотя истинный Трэш и является разновидностью музыки, оставляющей не слишком много места для вариаций (но, собственно, цимус-то не в них), даже в этот жанр европейцы привнесли нечто, что выгодно отличало их от прочих собратьев по ремеслу. Такие имена, как Destruction (1984, GER), Artillery (1985, DEN), Bulldozer (1985, ITA), Kreator (1985, GER), Sodom (1985, GER), Holy Moses (1986, GER), Assassin (1986, GER), Deathrow (1986, GER), Tankard (1986, GER), Coroner (1987, SWI) или Accuser (1987, GER) много о чем скажут искушенному слушателю, и должны повергать в праведный трепет всякого новичка. Взгляните на даты выхода первых альбомов этих именитых групп и Вам станет ясно, что в Европе с Техно-Трэшем начали экспериментировать почти что одновременно с Америкой, только вот подошли к проблеме более широким фронтом, в общем и целом наплевав на коммерцию и попросту «отвязавшись». Но Европа была сильна не только зверским Трэшем. Там было еще нечто отличительно свое собственное, чем не могли похвастаться другие страны. Как уже говорилось, в Евротрэше кроме, собственно, Трэша присутствует приличная доля некоего Пауэра, о котором до сих пор упоминалось весьма фрагментарно. Так что же это за штука такая, этот Пауэр, спросите Вы? Фактически, в русской интерпретации Пауэр – это все, что звучит похоже на Helloween (1985, GER). Такое определение имеет право на жизнь хотя бы уже потому, что групп, последовавших путем означенных пионеров, было предостаточно. Как Вы уже знаете, описывать какую бы то ни было музыку словами – дело на редкость неблагодарное. Но поскольку в книге я не могу Вам ничего напеть (так как петь я не умею), то придется это дело все же как-то описать. Музыку Helloween и Пауэр вообще, прежде всего, отличают высокий вокал и такая же высокая степень захватывающей мелодичности. Быстрота композиций также занимает далеко не последнее место, а лидер-гитаристы вполне могли бы претендовать на звание виртуозов, если бы им это было надо. В конце 80-х у Пауэр-Металла открылось своего рода второе дыхание, что выразилось в наплыве большого количества новых талантов, как, например, Heathen (1987, US) (единственные американцы, остальные – немцы), Blind Guardian (1988, GER), Mania (1988, GER), Scanner (1988, GER) или Heavens Gate (1989, GER). Важно отметить, что лирика практически всех этих коллективов, как это ни странно, в основном базируется на несколько «детских» темах вроде похождений всяких там злобных тыкв (Helloween), томатов, Муфиков (Mania), Пуфиков и прочих овощных персонажей типа Чипполино (который, как известно, был луковицей), звездных войн (Scanner), а также хоббитов из известной трилогии Толкиена «Властелин Колец» (Blind Guardian). Вроде взрослые люди, а такой ерундой занимаются… Вторым родимым пятном на теле бодрой немецкой музыки был Спид. Вот так вот с кондачка объяснить чем отличается Спид от Пауэра или Трэша – задача похлеще нахождения корней уравнения Бесселя. Из самого названия жанра следует, что это должна быть по большей части достаточно шустрая музыка. От Трэша она отличается более непрерывными, не рваными риффами, несколько меньшей агрессивностью в угоду мелодичности, а также не рявкающим, и не рычащим вокалом. От Пауэра – особым «жужжанием» гитар и, как правило, «нормальным», не «кошачьим» вокалом. Кроме того, в Спиде одно из важнейших мест отводится гитарным соло. Если в Трэше соло обычно представляют собой хаотичное нагромождение высокочастотных риффов, целью которых является пронзить уши слушателя насквозь и выгнать наружу мурашки, то в Спиде они являются чуть ли не самыми запоминающимися деталями, поскольку определяют мелодию всего произведения в целом. Я, конечно, могу заблуждаться, но с моей точки зрения единственной группой в мире, игравшей абсолютно беспримесный Спид, являлось канадское трио Exciter (1983, CAN), в котором вокалистом был барабанщик Dan Beehler! Не поленитесь, достаньте где-нибудь послушать «Heavy Metal Maniac» (©1983) или «Violence And Force» (©1984) и Вы сразу поймете, что я имею в виду. Но… это достаточно уникальный случай. Вообще же, если говорить об общечеловеческом, то бишь «окрашенном», Спиде, начинать надо конечно же с Accept. После этого можно переходить к Pretty Maids (1983, SWE), Steeler (1983, GER) (не тот, в котором впервые нарисовались Yngwie Malmsteen и Ron Keel в том же 83 году, а «голубых кровей»), Tyran Pace (1984, GER) и, конечно же, бессмертным пиратам жанра, Running Wild (1984, GER). Чуть позднее в игру вступили менее известные широкой публике Tyrant (1984, GER) (не путать с американским того же периода), Maniac (1985, GER), Vectom (1985, GER), S.D.I. (1986, GER) и совершенно культовая троица Metal Priest (1986, GER). Завершить ряд просто необходимо U.D.O. (1987, GER) (группа Udo Dirkschneider, в которую кроме него вошли музыканты из Warlock и Sinner), Axel Rudi Pell (1989, GER) (группа супергитариста-профи, не пожелавшего расстаться с музыкой после распада Steeler в 88 году) и без сомнения одним из самых неутомимых коллективов великого Рейха Gamma Ray (1989, GER), основанным не кем-нибудь, а оригинальным вокалистом/гитаристом Helloween Kai Hansen. В двух последних группах, кстати, кроме знаменитых основателей также играли и другие, весьма именитые музыканты, как например: великий барабанщик Jörg Michael, известный своей работой со звездами первой величины вроде Rage, Running Wild и Grave Digger, вокалисты Jeff Scott Soto (Yngwie Malmsteen’s Rising Force) и Ralf Scheepers (Tyran Pace, Primal Fear), а также Uli Kusch (ударник Holy Moses, Gamma Ray и Helloween). Наш рассказ был бы неполон без освещения темы европейского варианта Глэма или Нео-Харда, как его еще иногда называют. Если в Америке наиболее яркими первопроходцами в данной области являлись Kiss (1973), то в Европе эту почетную миссию следовало бы отнести на счет все тех же Scorpions. Последние, правда, хоть и не злоупотребляли гримом и экстравагантными костюмами, но все равно выглядели как-то подозрительно слащаво. Так оно и повелось: далеко не все музыканты, избиравшие этот стиль в качестве своего конька, пытались проявлять свои наклонности в вычурной одежде, но из-за всяких там кудряшек, завитушек и прочей химии на голове, а также пристрастия к ленточкам, повязочкам и леггинсам, большинство из них так или иначе смахивали на геев или того хуже – на работников цирка (немецкого). Возвращаясь к теме собственно музыки, необходимо особо подчеркнуть, что на традиционный американский Глэм она похожа весьма мало. Я бы лично охарактеризовал ее как хороший, добротный Тяжелый Металл с ярко выраженной мелодикой. На мой взгляд именно такая музыка должна ассоциироваться со всеобъемлющем словом Металл. Продолжая разговор о контрибуторах , можно смело утверждать, что следующей важной составляющей данного сектора стали швейцарский квинтет Krokus (1978, SWI), успешно просуществовавший свыше десяти лет, и Michael Schenker Group (M.S.G.) (1980) – группа бывшего гитариста UFO, а также брата ритм-гитариста Scorpions, Rudolf Schenker. Следует заметить, что в отличие от своего американского дяди Нео-Хард обладал гораздо большей музыкальной доходчивостью и гораздо меньшей «конвеерностью» при той же степени коммерциализованности. В начале 80-х с появлением таких групп, как Mad Max (1982, GER) (в 84 году возглавленной легендарной, в то время 17-летней! личностью по имени Michael Voss) и Sinner (1983, GER) (с Matt Sinner в роли кормчего) движение начало стремительно набирать обороты. Яркими огнями рамп осветились пути таких групп, как Stormwitch (1984, GER), Warlock (1984, GER), Europe (1984, SWE), S.A.D.O. (1984, GER), Paganini (1985, GER), Bonfire (1986, GER), Victory (1987, GER) (кстати, группа бывшего гитариста Accept, Herman Frank), China (1988, GER) и многих многих других. В заключение главы могу сказать, что после долгого прослушивания самой разной музыки я пришел к выводу, что на круг музыкальная продукция с пометкой «сделано в Европе» – одна из самых одухотворенных в мире. Рауль---взгляд из Америки
|