ALVIN LEE & TEN YEARS AFTERPure BluesГод: 1995
В конце шестидесятых Великобритания переживала блюзовый бум. Группы появлялись и исчезали, одержимые блюзом музыканты отказывались от образования, нормальной личной жизни, стабильного заработка, стремясь реализовать себя в музыке. Многим не повезло, многие сломались, не пожелав отказаться от мирских благ ради призрачного и зыбкого успеха, кому-то не хватило таланта и целеустремленности… Но некоторым все же удалось вырваться наверх. Одним из таких счастливчиков стал основатель и бессменный лидер группы TEN YEARS AFTER Элвин Ли (Alvin Lee). Помимо высочайшей работоспособности и целеустремленности, его успеху способствовало то, что ему повезло родиться в семье, где его увлечение музыкой приветствовалось и поощрялось. Его отец был страстным коллекционером джаза и блюза, и именно под его влиянием Элвин пристрастился к рок-н-роллу. Очевидно, музыкальными способностями он обладал в полной мере, и в пятнадцать лет Элвин уже является бесспорным лидером основанной им группы JAYBIRDS, которая исполняет каверы на рок-н-ролльные хиты того времени. Тогда же его коллегой по группе становится басист Лео Лайонс (Leo Lions), плодотворное сотрудничество с которым продлится долгие годы. Группа пользовалась в Ноттингемшире, где родились и выросли Элвин и Лео, локальной популярностью. Несмотря на молодость участников коллектива, его первые зарубежные гастроли в Германии прошли очень успешно. В 1962 году группе пришлось выступать в Star Club в Гамбурге, где всего за неделю до этого "под чутким руководством" Тони Шеридана (Tony Sheridan) выступали еще только набиравшие обороты THE BEATLES. После возвращения группы в Ноттингемшир, ее состав претерпевает значительные изменения. Барабанщик, решив жениться и посвятить себя семье, оставляет коллектив, и рекомендует вместо себя пятнадцатилетнего Рика Ли (Rick Lee), который, несмотря на юный возраст, уже имел опыт работы в группе RICKY STORM & STORMCATS. Чтобы поэкспериментировать с саундом, и исполнять более сложную музыку, было решено пригласить клавишника. Им стал бывший дорожный менеджер группы Чик Чечхилл (Chick Churchill). Таким образом, к 1966 году состав JAYBIRDS окончательно оформился, и группа перебралась в Лондон, ставший к тому времени не только политической, но и музыкальной столицей Великобритании. В Лондоне музыканты познакомились с менеджером Крисом Райтом (Chris Wright), который впоследствии немало сделает для группы. Переехав встолицу, коллектив оказался в самой гуще музыкальных событий. Уже вовсю выступали YARDBIRDS, BLUESBREAKERS Джона Мэйолла (John Mayall), разворачивали свою деятельность CREAM, набирало силу психоделическое движение… Наши герои решили не отставать, и, переименовавшись в TEN YEARS AFTER, начали свой путь к успеху. После успешного выступления в Marquee Club, группа получила приглашение выступить на Виндсдорском фестивале джаза и блюза, где она так же показала себя в самом что ни на есть лучшем свете. Удачные выступления на этих престижных концертных площадках закономерно привели к подписанию контракта на запись пластинки. Дебютный альбом вышел в 1967 году. Учитывая, что это только дебют, ему вполне можно поставить твердую четверку, но начинать знакомство с TEN YEARS AFTER с этой пластинки не стоит. Альбом несколько сыроват, не лучшее впечатление производит саунд, слабенький, резкий и грязноватый, отталкивают не шибко удачные растянутые гитарные соло с претензией на изысканную импровизационность. В общем, альбом не из лучших, но это все-таки уже серьезная заявка на звание "молодого перспективного коллектива", хотя уровень мастерства музыкантов, как кажется, позволял им выдать продукцию и получше. Продюсировал альбом Майк Вернон (Mike Vernon), известный своей работой с CHICKEN SHACK, SAVOY BROWN и GROUNDHOGS. Песни из этого альбома, транслируемые по радио в Сан-Франциско, покорили американскую аудиторию. Именно на волнах этой радиостанции группу услышал известный продюсер Билл Грэм (Bill Graham), который пригласил TEN YEARS AFTER совершить турне по Америке летом 1968 года. Публика была очарована оригинальным сплавом блюза, джаза и рок-н-ролла, который представила группа, и виртуозной игрой Элвина Ли. Америка буквально влюбилась в TEN YEARS AFTER. Впоследствии, группа стала исключительно востребованной в Новом Свете и за свою семилетнюю историю гастролировала там 28 раз, то есть больше, чем любая зарубежная группа. Ее выступление на эпохальном фестивале в Вудстоке так же добавило группе популярности. Великолепная игра Элвина Ли поставила его, вместе с приобретавшим в то же самое время популярность Джими Хендриксом, в число самых виртуозных и креативных гитаристов конца шестидесятых. С 1968 по 1975 годы TEN YEARS AFTER выпустила 9 альбомов, большинство из которых приобрело золотой и платиновый статус. И они этот статус вполне заслужили. Группа внесла очень весомую лепту в развитие белого блюза и рок-музыки в целом. Все пластинки очень хороши. Альбом "Undead" был записан вживую, и великолепно передает теплую атмосферу небольшого концертного зала. Звук для концертника вполне приличный, шума толпы не слышно, и все прописано четко и качественно. На пластинке отчетливо слышно, что группа уже окончательно сыгралась и оформилась: гитарные соло кажутся очень четкими и вполне продуманными, приджазованные "лирические отступления" хорошо вписывается в общую канву, да и вообще, как говорится, "все в кассу". Бросается в глаза то, что гитара довлеет над остальными инструментами, которым отводится исключительно роль аккомпанирующих. "Stonedhenge" заметно выбивается из череды альбомов группы. Очень разноплановый, задумчивый, медлительный, вкрадчивый, чуть ли не плюшевый, он гораздо более экспериментален, тем более, что в нем группа обратилась к психоделии. Здесь уже Элвин Ли дает в полной мере возможность раскрыться другим инструменталистам, что они и делают. Этот альбом можно считать одним из лучших в дискографии коллектива, и он вполне достоин стать в ряд интереснейших прог-блюзовых работ того времени. К сожалению, пора безудержных экспериментов закончилась для группы слишком быстро, и следующий альбом "Ssssh" оказался гораздо более предсказуемым и прямолинейным. Привкус психоделии сохранился, группа играет гораздо более энергично, драйвово, но при этом так же тепло и мягко как ранее. Эта пластинка уже гораздо ближе к хард-року, чем к прогрессивному блюзу. Альбом определенно хорош и достоин того, чтобы его приобрести. Его стоит рекомендовать для первого знакомства с TEN YEARS AFTER, как наиболее характерный и ровный альбом группы. "Cricklewood Green" оказался первой работой, где группа задействовала синтезаторы, и это положило начало тенденции к использованию ею электроники. (Хотелось бы в скобочках заметить, что описываемый альбом исповедует принципы использования электроники, слава Богу, кардинально отличающиеся от современных.) Благодаря синтезаторам, звучание группы стало более мрачным и меланхоличным, но блюз, как всегда, остается краеугольным камнем в творчестве коллектива. Альбом "Watt" несколько хуже своего предшественника, но принципиально от него не отличается. Возможно, он просто недоработан. Но зато группа полностью отыгралась на следующей пластинке. Спустя всего несколько месяцев вышел "A space In Time". Вот тут уже показан, что называется, "высший пилотаж". Значительно усилена прогрессивная составляющая, что во многом достигается за счет грамотного использования синтезаторов. В отличие от "Stonedhenge", альбом очень энергичный, мощный, Элвин Ли играет очень быстро и драйвово, а общее впечатление от пластинки очень светлое и теплое. Этот альбом подавляющее большинство любителей TEN YEARS AFTER считает пиком в ее творчестве. Как известно, за пиком следует спад. "Rock'n'roll Music To The World" в принципе неплохой альбом, но… это уже не то. Выдержан он в блюз-роковой колее, но, как правильно подмечено в названии пластинки, это самый рок-н-ролльный альбом в дискографии коллектива. Для находившейся на пике популярности группы было вполне логично выпустить что-то вроде сборника неизданных треков. Пластинка "Alvin Lee and Company" именно таковым и является. Как и следовало ожидать, диск очень неоднороден. Начинается он с великолепной психоделической композиции "Sounds", имеющей сложную и изысканную структуру. Затем идет еще несколько треков, представляющих собой пересортицу, где есть все от вполне приличного блюз-рока до довольно банального рок-н-ролла. В общем, диск представляет определенный интерес для поклонников группы, уже собравших ее лучшие альбомы. "Positive Vibration" Что можно сказать об этой пластинке? Разве что только: "Хороший альбом". И всё? К сожалению, да. Просто хороший альбом, один из множества хороших альбомов середины семидесятых, и только. Элвин Ли и Компания выдохлись и не способны сказать что-либо новое. Но такое уж было время. Коллеги Элвина по прог-блюзовому цеху находились не в лучшем состоянии. От CREAM остались одни воспоминания, да унылый и замученный Клэптон, GROUNDHOGS временно не функционировала, SAVOY BROWN переключилась на хард-блюз-буги и развлекала своих немногочисленных почитателей по маленьким клубам… В общем, это называется "кризис жанра". Очевидно, Элвину Ли очень быстро стало тесно в рамках TEN YEARS AFTER, и в 1973 году выходит его сольный альбом "Road to Freedom". В работе над альбомом ему помогали George Harrison, Steve Winwood, Ron Wood, Mick Fletwood, Mylon LeFevre. Через год он окончательно распрощался со своей группой и отправился в одиночное плавание. Его сольные альбомы сильно отличаются от того, что он делал в TEN YEARS AFTER, и прежде чем их покупать, следует крепко подумать, так как многие из них представляют собой нечто похожее на бледненький и вялый AOR с блюзовым уклоном. В конце семидесятых он ненадолго вернулся к прежнему формату, организовав группу TEN YEARS LATER. Два альбома, которыми представлена эта группа, сильно уступают работам TEN YEARS AFTER, но значительно лучше сольников Элвина Ли. Остальные экс-участники коллектива разбежались кто куда. Лео Лайонс в 1975 году стал одним из менеджеров на Chrysalis Records. В конце концов, он приобрел ферму в Coswolds, где проживает и по сей день вместе со своей семьей, изредка выступает в качестве сессионщика и пишет песни для других музыкантов. Рик Ли, предварительно закончив Guildhall School Of Music And Drama по классу ударных, устроился на работу в Оркестр Радио БИ-БИ-СИ. Одно время он был участником CHICKEN SHACK, а затем с Яном Эллисом (Ian Ellis) из SAVOY BROWN сформировал группу THE BREAKERS, выпустившую свой единственный альбом в 1995 году. Чик Чечхилл так же занялся продюсерской деятельностью. В 1973 году он записал сольный альбом "You & Me" с помощью таких знаменитостей как Roger Hodgson, Bernie Marsden, Martin Barre, а так же своих прежних коллег Рика Ли и Лео Лайонса. Несмотря на длительное отсутствие TEN YEARS AFTER на музыкальном рынке, продукция группы неизменно пользовалась спросом. В течение всех этих лет Элвин Ли трижды пытался реанимировать группу, но в конце концов неизменно возвращался к сольной работе. В результате был записан всего один альбом "About Time" получивший очень хорошую оценку критиков и продававшийся гораздо лучше сольных пластинок Элвина Ли. Но, несмотря на это, он все же предпочитает работать в ином формате. В одном из интервью Элвин Ли сказал: "Я не собираюсь оставлять работу музыканта. Я смотрю на Мадди Уотерса и Джона Ли Хукера и говорю себе: "Да, они все еще в форме" и такая жизнь по мне. Сейчас я считаю, что гастроли - моя естественная жизнь… и я собираюсь жить так лет до пятидесяти". С момента интервью прошло уже немало времени, ему уже за пятьдесят, но сцену он, судя по всему, оставлять не намерен, и как бы в подтверждение этих слов, 2004 году вышел очередной концертный альбом Элвина Ли "In Tennessee". Основные источники информации: http://www.apecamp.com/music/tya/ | ||||
| ||||
Просмотров: 2132 | |
Всего комментариев: 0 | |