LAIBACH
+++
official site
MySpace
Laibach - 1985
Rekapitulacija 1980-1984 - 1985
Nova Akropola - 1985
The Occupied Europe Tour 1983-1985 - 1986
Opus Dei - 1987
Slovenska Akropola - 1987
Krst Pod Triglavom - Baptism Under Triglav - 1987
Let It Be - 1988
Macbeth - 1990
Sympathy For The Devil - 1990
Kapital - 1992
Ljubljana - Zagreb - Beograd - 1993
NATO - 1994
Occupied Europe NATO Tour 1994-95 - 1996
Jesus Christ Superstars - 1996
M.B. December 21 1984 - 1997
Wat - 2003 Volk - 2006
Состав
Milan Fras - вокал, гитара
Dejan Knez - клавишные
Ervin Markosek - бас
Ivan Novak - ударные
Посмотреть видео / VIDEO
Этот индастриал-проект из Словении появился на свет в 1980 году в
маленьком городишке Трбовлье, державшимся в основном за счет угольной
промышленности. Место это находилось неподалеку от Любляны, и
соответственно отсюда группа и получила свое название (Лайбахом
называли Любляну во времена немецкой оккупации). Первые же попытки
провести концерты оказались под запретом властей и поэтому дебютное
появление "Laibach" на публике состоялось только в 1982 году.
Покатавшись немного по Югославии, на следующий год группа появилась на
телевидении в программе "TV Tednik".
Однако высказанные музыкантами политические взгляды пришлись
не по вкусу властям и "Laibach" вновь подверглись гонениям у себя на
родине. В 1983-м команда совершила первую вылазку в Европу, посетив 16
городов в 8 странах. В своей родной Любляне коллективу удалось
выступить только в конце 1984-го, но акция проходила анонимно,
поскольку на название "Laibach" было наложено табу.
На следующий год на лейбле "Ropot" вышел дебютный альбом,
причем слово "Laibach" на обложке отсутствовало. В том же 1985-м
независимым гамбургским лейблом "Walter Ulbricht Schallfolien" был
выпущен диск "Rekapitulacija 1980-1984", куда вошли ранние вещи. В
1987-м "лайбахи" заключили контракт с лондонским лейблом "Mute", начав
сотрудничество с выпуска альбома "Opus dei". Тогда же впервые за четыре
года после наложенного запрета состоялся концерт коллектива на родной
земле.
Кстати на данном этапе "Laibach" конкретно увлеклись каверами,
причем жесткий индастриал сменился танцевальными ритмами. И если раньше
они позволяли себе исполнить одну-другую "чужую" вещицу, то в 1988-м
выпустили двойник "Let it be", куда вошел весь материал с "белого"
альбома "Beatles" и одноименная заглавная песня.
С середины 1989-го команда начала глобальное
американо-европейское турне, закончившееся лишь в конце 1990-го
выступлением в родном Трбовлье, где группа не появлялась практически
десять лет. Следующие большие гастроли прошли в 1994-м, когда "Laibach"
раскручивали альбом "NATO" под вывеской "Occupied Europe Nato Tour
94-95". Это турне закончилось двумя концертами в осажденном Сараево.
После выхода "Jesus Christ Superstars", сделанного в духе позднего
"KMFDM", команда вновь отправилась в путь по проторенной
американо-европейской дорожке, каким-то чудом угодив заодно в Россию и
закончив все это дело концертом в Белграде.
Следующий год включал в себя два важных для группы момента –
совместное выступление со Словенским Филармоническим Оркестром и
появление в престижном лондонском "Queen Elisabeth Hall". Последующие
годы "Laibach" занимались в основном гастрольной деятельностью,
порадовав фанов новым альбомом лишь в 2003 году.
----------------------
black/white version &
Группа Laibach родилась в Югославии в 1980-м году, через
несколько месяцев после ухода из жизни многолетнего лидера страны
Иосифа Броз Тито. Команда расквартировалась в индустриальном городке
Трбовлье, недалеко от Любляны, главной достопримечательностью которого
были угольные шахты (сейчас это территория Словении). В годы фашистской
оккупации немцы называли Любляну Laibach, так решено было назвать и
новорожденную команду. По-настоящему активная творческая жизнь началась
для группы в 1980 году. И началась скандально. Первый публичный концерт
власти отменили, ссылаясь на недопустимое использование фашистской
символики. Команда сразу оказалась под колпаком у службы безопасности,
стараниями которой им не удавалось выступать перед широкой публикой
вплоть до июня 1981 года. Свой первый концерт в Любляне Laibach
отыграли в январе 1982 года, и с тех пор Любляна, Загреб и Белград
становятся постоянными остановками их концертных маршрутов. Этот
младенческий период жизни Laibach задокументирован на концертных
аудиокассетах "Laibach-Zagreb-Belgrad”, которые обычно продавались на
их выступлениях. Цензура не зря ополчилась на молодую команду. Четверо
молодцев в черных униформах, шквальная, жестко ритмичная звуковая
атака, регалии различных тоталитарных систем вместо декораций, слайды
военных времен - ассоциации напрашивались сами собой. Раздражало и
нарочитое использование в их звуковых коллажах отдельных реплик из
выступлений политических лидеров, в том числе и Тито.
Своим первым официальным релизом Laibach считают кассету "The
Laibach/Last Few Days”, которая вышла в 1983 году. В скором времени
появились еще две кассеты, изданные местными лейблами, "Staal Tapes” и
"Skuk”. В первые несколько лет четверым музыкантам удавалось скрывать
свои имена за вывеской Laibach, общей для всех. Ситуация несколько
изменилась с приходом нового вокалиста Милана Фраса (Milan Fras), чей
характерно рычащий, "техногенный” голос и зловещий, пронизывающий
взгляд слишком выбивались из общего ряда. С тех пор Laibach
"идентифицируют” именно по Фрасу.
Одно из ранних появлений группы на югославском телевидении тоже
закончилось скандалом. На съемки музыканты пришли с выбритыми головами
и в военной форме. Не усмотреть в этом провокацию было просто
невозможно. Официальные власти запретили команде вести какую бы то ни
было деятельность в пределах Любляны. Запрет оставался в силе до 1987
года.
В конце 1984 года, когда планировалось издание ЕР "Panorama/Die
Liebe's”, команда подготовила приуроченный к этому событию концерт,
который пришлось анонсировать тайком. Афиши расклеивались по городу
вечером накануне концерта, причем изображался на них только фирменный
крест, эмблема Laibach. Концерт и постер сохранились на живом альбоме
"M.B. December 21, 1984”.
В 1985 году Laibach тесно подружились с коллективом художников,
стоящих на тех же эстетических позициях, под названием Irwin, а заодно
и с театральной труппой Scipion Nasice Sisters. Их тройственный союз
получил название Neue Slowenische Kunst, или NSK. Эти люди стали
постоянными творческими партнерами, а иногда и соучастниками живых
выступлений Laibach, которые нередко предоставляли свои концертные
площадки для выставок художественных работ.
Полноценный студийный дебют группы увидел свет только в 1985
году. Вместо названия на обложке был начертан тот же фирменный крест. В
1995 году альбом был переиздан в Словении (а в 1999 году - в США и
Европе) под названием "Laibach”. Это один из первых образцов настоящего
индастриела, с мрачным, едким и вкрадчивым саундом, с обессмысленными
цитатами политических спичей. Laibach явно шагали впереди своего
времени, заглядывая на много лет вперед и в музыкальном, и в
концептуальном отношении.
Еще один альбом 1985-го года издания "Nova Akropola” проводил
параллель между форматом классического рока и отлаженным организмом
тоталитарного государства.
”Мы никогда не считали музыку своим основным занятием. Она
нужна нам как средство выражения наших взглядов. Ограничиться какой-то
одной узкой сферой деятельности мы не смогли бы”, - утверждали
музыканты. И не ограничивались, превращая свои шоу в театрализованное
поле битвы политических идей.
Laibach на роду было написано нервировать власть имущих. Когда
на родине стало совсем невмоготу, они пригласили английскую группу Last
Few Days для совместного тура под названием "Occupied Europe”, с
которым проехали как по Восточной Европе, тогда еще строившей
социализм, так и по западноевропейским странам, входившим в блок НАТО.
Живой альбом, основанный на материалах концертов в Лондоне, Гамбурге и
Любляне, вышел под тем же названием "Occupied Europe” в августе 1986
года.
В том же 1986 году группа подготовила новый студийный альбом
"Baptism”, который представлял собой саундтрек, написанный музыкантами
для сценической постановки NSK "Baptism Under Triglav”. На тот момент
музыка группы сводилась в основном к причудливым комбинациям военных
маршей и разнообразных примочек. Интересовались такого рода
произведениями разве что поклонники Throbbing Gristle или Nurse With
Wound. Но вскоре все должно было измениться.
Творчеством югославских германофилов заинтересовались западные
рекординговые компании. Американский лейбл Wax Trax! и британский Mute
обеспечили лонг-плею 1987 года "Opus Dei” выход к широкой международной
аудитории. Пластинка включала странные, громоподобные кавер-версии "One
Vision” Queen (в переводе на немецкий и соответственно в совершенно
неожиданной, зловещей интерпретации) и хита "Life Is Life”,
единственной известной песни группы Opus. Видеоклипы на оба трека
попали в горячую ротацию на MTV. Стараниями новых рекординговых
патронов Laibach смогли проехать по Европе и Северной Америке со своим
первым международным туром.
Хотя далекий Запад встречал группу не всегда однозначно,
понимающие люди оценили творческую самобытность Laibach. Ведущий BBC
Джон Пил (John Peel) пригласил музыкантов для сессионных записей,
которые впоследствии были опубликованы на альбоме "John Peel Sessions”,
а Майкл Кларк (Michael Clark) заказал им музыку для своего
танцевального шоу "No Fire Escape in Hell”. Еще один реализованный ими
проект, более глубокий и ответственный, - музыкальное сопровождение к
спектаклю "Макбет”, поставленному в Гамбурге творческим союзом NSK.
Фантазия участников Laibach била ключом. В 1988 году им пришло в
голову аранжировать поп-музыку в стиле Вагнеровских опер, что вылилось
в ЕР "Sympathy for the Devil”. На диске были представлено несколько
версий классических треков Rolling Stones. Следом появился еще более
занятный альбом "Let It Be” - фактически весь знаменитый прощальный
альбом Beatles, кроме заглавного трека, в новых непредсказуемых
аранжировках. Одну из песен, "Across the Universe”, исполнила певица
Германия (Germania), участница NSK. Ее эфирный вокал отныне будет
фигурировать на многих записях Laibach. Еще одно мировое турне,
прошедшее гораздо успешнее, заставило подсуетиться аудиопиратов, чьими
усилиями появилась видеозапись концерта в Далласе. Массовый успех
команды логично наводил на мысль о необходимости переиздать ранние
записи, малоизвестные широкому слушателю. Первыми за это взялись те же
аудиопираты.
Падение Берлинской стены Laibach приветствовали изданием сингла
"Oktober/Geburt Einer Nation”, на котором были представлены
техно-версии заглавного трека и ремикс, сделанный загадочным
коллективом Kraftbach. Вообще падение Берлинской стены, которое стало
сигналом крушения всего коммунистического блока в Европе, подарило
музыкантам Laibach целые россыпи новых тем. Теперь в фокус их внимания
попал принципиально изменившийся мир, в котором на смену утопическим
мечтам пришли циничные реалии рыночной экономики.
В 1992 году был готов следующий лонг-плей "Kapital”, главной
темой которого оказался, как нетрудно догадаться, капитализм,
решительно подминающий под себя Восточную Европу. А главным средством
выражения этой темы - минималистское техно. Трек-лист альбома включал
только оригинальный материал (большая редкость для Laibach),
использующий уже знакомые музыкальные средства: военизированные
духовые, дерзкие сэмплы, пение, похожее на лай, резкие оркестровки. В
общем, "звериный оскал капитализма”.
В новый концертный марафон, который объехал ряд стран по обе
стороны Атлантики, музыканты отправились в новом имидже - теперь их
лица были выкрашены серебряной краской.
Возвращение к взрывным кавер-версиям знаменовал альбом "NATO”,
отразивший озабоченность группы военными событиями на родине,
разрываемой конфликтами. Альбом вышел незадолго до распада Югославии и
включал каверы знаковых песен последних десятилетий, например, "In The
Army Now” Status Quo. Комментарии участников Laibach к европейским
событиям, как всегда, отличались своеобразием: "С тех пор как НАТО
проникло в Восточную Европу, большие войны прекратились, зато начались
многочисленные малые войны. Факт в том, что индустрии и капиталу нужен
какой-то выход энергии, причем в самой грубой форме. Причина
гражданской войны в Югославии - не этнические конфликты, это следствие
экономического и политического дисбаланса в Европе”.
Промо-тур в поддержку "NATO” был зафиксирован на пленке и
обнародован на бокс-сете "Occupied Europe NATO” (1995), который вышел
ограниченным тиражом.
В 1996 году команда опубликовала свой новый диск "Jesus Christ
Superstars”, наполненный религиозными мотивами и изрядной долей
кавер-версий. С гастрольным туром в поддержку этого альбома Laibach с
успехом проехали по всему миру, и не один раз, отметившись на
бесчисленных больших и маленьких фестивалях по всей Европе, а также
приняв участие в дне Словении на международной выставке Expo 2000.
2000-й год оказался вдвойне примечательным в биографии Laibach:
муниципалитет родной Любляны, некогда запрещавшей им любые формы
активности, вручил им специальную награду за вклад в культурную жизнь
города. В том же году в Италии вышел альбом-трибьют, посвященный
творчеству этих нонконформистов и записанный группами Kirlian Camera,
Runes Order, Andrew King.
Осенью 2003 года Laibach выпустили новый техно-альбом "WAT”,
впервые за много лет включавший исключительно авторский материал. И
сопровождавшийся исключительно длинным и успешным гастрольным туром по
Соединенным Штатам, а затем и по всей Европе. Гастроли растянулись
почти на весь 2004 год, а между тем команда готовила несколько
сюрпризов своим фанам. Во-первых, двойной сборник лучших хитов "Best of
Laibach”, снабженный 40-страничным буклетом, во-вторых, DVD с записью
исторического концерта в сопровождении Словенского государственного
симфонического оркестра в 1997 году.
Куда еще судьба занесет Laibach и кого им еще захочется
загримировать в ритмы техно, неизвестно никому, потому что из всех сил,
которым подчиняется человек, они признают только одну: "Только Бог
имеет власть над Laibach, люди и вещи - никогда”.
Laibach is a Slovenian experimental music group, strongly associated
with industrial, martial, and neo-classical musical styles. Laibach
formed June 1, 1980 in Trbovlje, Slovenia. Laibach represents the music
wing of the Neue Slowenische Kunst (NSK) art collective, of which it
was a founding member in 1984. The name "Laibach" is the German name
for Slovenia's capital city, Ljubljana.
Laibach has frequently been accused of both far left and far
right political stances due to their use of uniforms and
totalitarian-style aesthetics and also due to the Wagnerian influence
found in some of their music, notably the thunder in "Sympathy for the
Devil (Time for a Change)" and releases such as Macbeth. They were also
accused of being members of the neonationalism movement which
reincarnates modern ideas of nationalism. Laibach always denied this
strongly. Milan Fras, vocalist, is quoted as saying "We are fascists as
much as Hitler was a painter" when confronted with such accusations.
Laibach is notorious for rarely stepping out of character. Some
releases feature artwork by the Communist and early Dada
artist/satirist, John Heartfield. Laibach concerts have sometimes
aesthetically appeared as political rallies. When interviewed, they
answer in wry manifestos, showing a paradoxical lust and condemnation
for authority
Laibach is also known for their cover versions, which are often
used to subvert the original message or intention of the song—a notable
example being their version of the song "Life is Life" on the album
Opus Dei (1987). Laibach's version completely changes the meaning of
the original song ("Live is Life") from the original writers' (Opus, an
Austrian arena rock band) intentions. Whereas the original is a
feel-good reggae anthem, Laibach's subversive interpretation twists the
melody into a sinister, rolling military march. The refrain is at one
instance translated into German, giving an eerie example of the
sensitivity of its lyrics to context.
Other notable covers include the entirety of the Beatles album
Let It Be (1988)—with the exclusion of the title track—and their
maxi-single Sympathy for the Devil (1988) which deconstructs the
Rolling Stones song of the same name with seven different
interpretations of the song. Opus Dei—itself entitled in apparent
reference to their cover of Opus's reggae anthem "Live is Life", the P2
lodge, and the eponymous Catholic organization—features a cover of
Queen's "One Vision" with lyrics translated into German under the title
Geburt einer Nation, starkly revealing the ambiguity of lines like "One
race one hope/One real decision". In NATO (1994), Laibach also
memorably re-work Europe's glam metal anthem "The Final Countdown" as a
Wagnerian disco epic.
In 2004, Laibach re-mixed the song "Ohne Dich" by Rammstein in
a significantly altered version. Unlike the solo male vocals in the
Rammstein original, this re-mix features both male and female vocals
(supplied by Laibach's Milan Fras and Mina Špiler from the band
Melodrom), and the orchestral sound of the original has been
supplemented—and in some sections even replaced—by a more electronic
element. The lyrics of the song were also subtly altered, most
noticeably in the chorus: the original version was "Ohne dich kann ich
nicht sein" (roughly: "without you I cannot exist"), whereas Laibach's
re-worked the chorus declares "Ohne mich kannst du nicht sein"
(roughly: "Without me you cannot exist").
Aesthetics
Although primarily a musical group, Laibach has sometimes worked
in other media. In their early years, especially before the founding of
NSK, Laibach produced several works of visual art. Probably the most
historically important[citation needed] was MB 84 Memorandum (1984) an
image of a black cross that served as a way to advertise Laibach's
appearances during a period in the 1980s when the government of
Yugoslavia banned the name "Laibach".
Slovene singer and radio announcer Anja Rupel has performed with the group.
Music
Some early Laibach albums were pure industrial, with hard
industrial percussions, heavy rhythms, and roaring vocals. Later in the
mid-80s, the Laibach sound became more richly layered with samples from
classical music—including from Gustav Holst’s The Planets. The band
began their tradition of cover songs in 1987 with the album Opus Dei,
where their sound was changed again to take on a more pop sound with
classic pop structures. NATO (1994) was pure disco album, Jesus Christ
Superstars (1996) was dubbed "pseudo" heavy metal and WAT (2003)
minimalist techno.
Current
Milan Fras - vocals
Ivan Novak - (founder and forming member) lights and projection
Jadranka Juras - vocals, synthesizer
Janež Gabrič - drums
Luka Jamnik - synthesizer
Primož Hladnik - (member of Slovenian group Silence) synthesizer
Eva Breznikar - (member of Slovenian group Make Up 2) vocals, percussion
Nataša Regovec - (former member of Slovenian pop group Make Up 2) vocals, percussion
Damjan Bizilj - synthesizer
Previous
Tomaž Hostnik - (forming member) singer (deceased)
Dejan Knez - (founder and forming member) keyboards, electronics, drums (left the band after album WAT)
Ervin Markošek - (forming member) drums, keyboards,
electronics (left the band in 1989, returned for the next album
Kapital, appears on press photos until WAT)
Roman Decman - drums
Nikola Sekulović - bass
Matej Mršnik - guitars
Dragoslav Draža Radojković - drums
Miran Mohar
Dare Hocevar - bass
Borut Kržišnik - guitar
Oto Rimele - guitar
Andrej Lupinc
Appearances in Popular Culture
In 2002, Laibach Appears for the first time in popular
media in the movie Spider-Man, with the song "Panorama" [5]. This Song
appears originally in their 1985 self-titled debut album.
In 2006, a fictional character modeled after Milan Fras,
appears in the Kingdom Come hardcover "Absolute Edition" graphic novel.
In it, he appears dressed in Laibach-style uniform and displays the
groups's cross tattooed on his chest. He is described as follows:
"German-speaking superhuman and would-be dictator is the example of the
Hitleresque villain that had so much symbolic importance in the Golden
Age of superheroes. The blocky cross on his chest is evocative of the
kind of bold symbols used by Fascists. Von Bach has the words `liebe'
(love) and `hass' (hate) tattooed on his arms and, in fact, his entire
body has been covered with one large tattoo of that dark color that
most tattoos become, with his natural flesh color only coming through
in the designs on his body".
Discography
7" Singles
Life Is Life/Germania (Mute Rec., 1987, London)
Sympathy For The Devil/Sympathy For The Devil (two different versions) (Mute Rec., 1988, London)
Across The Universe/Maggie Mae (Mute Rec., 1988, London)
12" Singles
Boji/Sila/Brat Moj (L.A.Y.L.A.H. (in association with Les Disques Du Drepuscule), 1984, Bruxells)
Panorama/Decree (East-West Trading Comp. (Cherry Red), 1984, London)
Die Liebe/Groesste Kraft (Cherry Red, 1985)
Geburt Einer Nation/Leben Heisst Leben (ins.) (Mute Rec., 1987, London)
Life Is Life/Germania/Life (Mute Rec., 1987, London)
Sympathy For The Devil 1/Laibach, 300.000 V.K. (Mute Rec., 1988, London)
Sympathy For The Devil 2/Germania, 300.000 V.K. (Mute Rec., 1988, London)
Sympathy For The Devil/Sympathy For The Devil (picture disc with two versions) (Mute Rec., 1988, London)
Across The Universe/Maggie Mae/Get Back (Mute Rec., 1988, London)
3. Oktober/Geburt Einer Nation (live) ((german only 12" single)Mute Rec./Intercord Gmbh, 1990, London/Stuttgart)
Wirtschaft Ist Tot/Wirtschaft Ist Tot (Mute Rec., 1992, London)
Wirtschaft Ist Tot/Sympathy For The Devil ((remixes, for promotion only) Mute Rec., 1992, London)
Final Countdown/Final Countdown (Mute Rec., 1994, London)
In The Army Now/War (Mute Rec., 1995, London)
God Is God (Mute Rec, 1996, London)
Tanz Mit Laibach (Mute Rec., 2004, London)
Das Spiel Ist Aus (Mute Rec., 2004, London)
Anglia (Mute Rec., 2006, London)
CD Singles
Sympathy For The Devil/Sympathy For The Devil/Sympathy For The Devil ((picture cd with three versions) Mute Rec., 1988, London)
Across The Universe/Maggie Mae/Get Back (Mute Rec., 1988, London)
Panorama/Die Liebe/Decree/Groesste Kraft (Cherry Red, 1989, London)
3. Oktober/Geburt Einer Nation (live) ((german only cd)Mute Rec./Intercord Gmbh, 1990, London/Stuttgart)
Wirtschaft Ist Tot/Wirtschaft Ist Tot (Mute Rec., 1992, London)
Final Countdown/Final Countdown (Mute Rec., 1994, London)
In The Army Now/War (Mute Rec., 1995, London)
Jesus Christ Superstar / God Is God (Mute Rec., 1996, London)
Tanz Mit Laibach (Mute Rec., 2004, London)
Das Spiel Ist Aus (Mute Rec., 2004, London)
Anglia (Mute Rec., 2006, London)
Albums
Vinyl releases
Laibach (Ropot, 1985, Ljubljana)
Rekapitulacija 1980-1984 ((double LP box set with booklet and poster) Walter Ulbricht Schallfolien, 1985, Hamburg)
Neu Konservatiw (live) (Semi Legal, 1985, Hamburg)
Nova Akropola (Cherry Red, 1985 (1987), London)
The Occupied Europe Tour 83-85 (live) (Side Effects Rec., 1986 (1990), London)
Opus Dei (Mute Rec., 1987, London)
Slovenska Akropola (Ropot, 1987, Ljubljana)
Krst Pod Triglavom - Baptism/Klangniederschrift Einer Taufe
((2x LP box)Walter Ulbricht Schallfolien, 1987, Hamburg (Sub Rosa,
1988, Bruxells))
Let It Be (Mute Rec., 1988, London)
Nova Akropola (Cherry Red, 1988, London)
Macbeth (Mute Rec., 1990, London)
Sympathy For The Devil (Mute Rec., 1990, London)
Kapital (Mute Rec., 1992, London)
NATO (album) (Mute Lec., 1994, London)
Jesus Christ Superstars (Mute Rec., 1996, London)
WAT (Mute Rec., 2003, London)
CD releases
Opus Dei (Mute Rec., 1987, London)
Rekapitulacija 1980-1984 ((double CD box set with booklet and poster)Walter Ulbricht Schallfolien, 1987, Hamburg)
Let It Be (Mute Rec., 1988, London)
Nova Akropola (Cherry Red, 1988, London)
Macbeth (Mute Rec., 1990, London)
Sympathy For The Devil (Mute Rec., 1990, London)
Kapital (Mute Rec., 1992, London)
Ljubljana - Zagreb - Beograd (The Grey Area/Mute Rec., 1993, London)
Nato (Mute Rec., 1994, London)
Slovenska Akropola (Ropot, 1995, Ljubljana)
Laibach (Ropot, 1995, Ljubljana)
Occupied Europe Nato Tour 1994-95 (The Grey Area/Mute Rec., 1996, London)
Jesus Christ Superstars (Mute Rec., 1996, London)
M.B. December 21, 1984 (The Grey Area/Mute Rec., 1997, London)
Rekapitulacija 1980-1984 ((redesigned and remastered)NSK Recordings, 2002, Ljubljana)
Neu Konservatiw (live) ((digitally remastered CD release with booklet)Cold Spring, 2003, Northants)
Laibach (NSK Recordings, 1999, Ljubljana)
The John Peel Sessions (Strange Fruit, 2002, London)
WAT (Mute Rec., 2003, London)
Anthems ((double CD release with booklet) Mute Rec., 2004, London)
Volk (Mute Rec., 2006, London)
Volk Tour London CC Club (Live Here Now, 2007).
Cassette only tapes
Laibach/Last Few Days (Skuc, 1983, Ljubljana)
Documents Of Opression ((live from N.L. Centrum, Amsterdam) Staal Tape, 1984, Amsterdam)
Vstajenje v Berlinu ((live in Berlin 1984) Skuc, 1984, Ljubljana)
Life In Hell ((live from Hell, Hertogenbosch, 1985) V2, 1985, Hertogenbosch)
Ein Schauspieler ((live from the N.L. Centrum Amsterdam Church, 1985) Staal Tape, 1985, Amsterdam)
Divergences/Divisions ((live in Bordeaux, 1986) Le Reseau, 1986, Bordeaux/Toulouse)
VIDEO