MAGMA /band
Страна: France Стиль: Zeuhl/Progressive Rock Avant-prog, Jazz fusion, Art rock Много лет считавшаяся ведущим ансамблем французского андеграунда интернациональная группа Magma была сформирована в 1969 году ударником Кристианом Вандером, сыном цыганского скрипача, родившимся на польском побережье Балтики. Бывший джазовый музыкант, ученик и поклонник Колтрейна, в равной степени увлекающийся современной классической музыкой (Штокгаузен, Стравинский, Барток) и модерновым джазом (Джон Колтрейн, Сан Ра), Вандер видел задачу своей группы в том, чтобы "играть так, как это делал Колтрейн: проживать на сцене свою жизнь". Управляемая им Magma стала единственной французской группой, играющей в редкой манере арт-рокового модерна. Кобайский язык Кобайский - это искусственный язык, созданный музыкантами группы "Magma" в 70-е годы. На нем написаны тексты почти всех их песен. Про сам язык известно не так уж и много. Общедоступный словарь кобайского состоит всего лишь из сотни слов. Тем не менее, утверждается, что музыканты были способны использовать язык для повседневного общения. Для письменной передачи кобайского используется латинский алфавит с добавлением большого количества диакритических знаков. В целом кобайский язык напоминает мелодичный вариант немецкого, созданный специально для того, чтобы рассказывать о событиях футуристического эпоса и визионерских откровениях. Иногда утверждается, что в кобайском присутствуют славянские корни (я этого, впрочем, не заметил). Характерные для лирики "Магмы" выражения звучат на кобайском как "zeuhl wortz" ("небесные слова" или же "музыка вселенной"), "blum tendiwa" ("душа народа"), "ima suri dondai" ("я видел ангела истины"). По словам лидера группы Кристиана Вандера, кобайский язык не конструировался сознательно, а самопроизвольно сочинялся одновременно с написанием музыки. В одном из интервью музыканты утверждают, что причиной использования искусственного языка было желание ослабить доминирующую роль вокальной партии, желание уравнять в правах музыкальные инструменты и голос. Можно сказать, что фонетика кобайского подчинена потребностям музыкальных композиций. Однозначно определить стиль, в котором играет "Магма", довольно проблематично. В музыке "Магмы" можно заметить влияние Джона Колтрейна, Белы Бартока, Карла Орфа. Иногда творчество группы классифицируют как прогрессив-рок, однако оно настолько самобытно, что для простоты стиль обозначают кобайским словом "zeuhl". Как и полагается в подобных случаях, язык является лишь частью большого вымышленного мира. Из альбома в альбом рассказывается сага о далеком будущем, отдаленно напоминающая "Час Быка" Ефремова. Человечество погружено в пучину духовной деградации, что сопровождается экологическим кризисом. Группа просветленных единомышленников покидает Землю, чтобы основать новую цивилизацию на планете Кобайя. Общество, построенное на Кобайе, добивается небывалых успехов в гармоничном развитии человека. Позднее кобайцы снова вступаю в контакт с жителями Земли, чтобы принести им свои знания. Мне нравятся истории о выдуманных мирах со своими языками, вроде клингонского или квенья. Жаль только, что Magma не рассказала свою историю до конца (пока не рассказала?). В первом составе группы работали басист Лоран Тибо, клавишник Эдди Раббин, гитарист Клод Энжен, певец Рене Грабор и к ним подключался трубач Тедди Лэрси. Изначально они нацеливались на исполнение огромных ораторий о будущем Земли, в которых фрагменты исполнительской манеры Колтрейна сливались с мелодикой и ритмически акцентированными гармониями с богатым использованием контрапунктов, как это делал немецкий композитор Карл Орф. К этой экстравагантной комбинации в свои полиритмические сюиты Magma добавила склонность к ритмам вуду, вокал на манер классических опер русских композиторов и фольклорную основу с блюзовым наносом. Диск (Magma) представлял прогулку в бескрайних космических просторах, а следующий рассказывал о соперничестве Земли с выдуманной планетой Кобайя. На этом альбоме к экзотической музыке Вандер добавил еще и искусственный язык планеты Кобайя, синтезированный им из славянских и германских корней. И, начиная со второго альбома, все композиции исполняются на кобайском языке, а музыканты свободно объясняются на нем между собою в быту. Творчество группы - это постоянная борьба за преодоление самих себя, борьба за право на общение с Универсумом. Универсум представлялся в их сознании словно надындивидуальный и сверхреальный мир, напоминающий христианского Бога-духа и являющийся источником творческого богатства, дарующего силу вдохновения и требующего от человека беззаветного себе служения. "Творить - чтобы приобщиться к Универсуму!" Magma и есть, с точки зрения группы, понятие, выражающее суть такого творчества. "Своей музыкой мы хотим дать людям возможность жить. Некоторые музыканты во Франции воображают, что музыка - это ремесло, но это не для меня, - говорит Вандер. - Музыка - жизнь и смерть. Наша группа воплощает в своей работе синтез единого искусства, абсолютной коммуникации, сравнимый по масштабам со строительством пирамид". "Прежде чем ты начнешь подниматься, необходимо работать, нужно отдать всего себя целиком теллургической силе земли..." Работа начинается с познания символики вещей, которая для Вандера заключается, в частности, в символике египетской культуры. Раскрытие того, что стоит за обыденным или субъективно-историческим пониманием суждений, понятий и знаков, то, что составляет их "надысторический и надреальный смысл", раскрытие значений, присущих в равной мере и отдельным древним культурам, и европейской культуре сегодняшнего дня - вот ключ к проникновению в суть вещей и управлению ими", - говорит Magma. Это путь овладения звуками и создания искусства, способного вызывать "голос вечности" - Универсум. Их музыка проста и сложна одновременно. От джаза - сложные гармонические импровизации, от европейского фольклора - прозрачные и чистые интонации народных мелодий, одухотворенный аскетизм инструментальных разработок, здесь же приемы и стилистика опер. Многие полагают, что их умение обработки фольклора заимствовано у Бартока. Но тяжелый, выраженный ритм, переходящий от подчеркнутой монотонности к импульсивному динамизму, символизирующий поступь Универсума навстречу "обнаженной душе", идет от рока и напоминает классику андеграунда - Doors, Grateful Dead, Pink Floyd. Диски "Magma" и "1001 Degrees Centigrade" планировались как первые главы музыкальной одиссеи, задуманной в девяти частях под общим названием Theusz Hamtaahk. Однако апокалипсические видения, записанные на диске "Mekanik Destructiw Kommandoh", создавал уже совершенно новый состав. Звучание этого альбома очень отличается от того, что ансамбль делал раньше - темная музыка, что-то среднее между готикой и Древним Египтом, с использованием хоров и частых повторов. В сходной манере сделан и саундтрек к "Тристану и Изольде" - положенный на счет Вандера, он был записан с помощью некоторых музыкантов из Magma. Лонгплей "Kohntarkosz" являет совершенно иной тип музыки - более эфирное, волшебное, успокаивающее звучание одной пьесы на 32 минуты. Укороченную версию этого произведения можно услышать на великолепно отыгранном концертном двойнике "Magma Live", с чудесным переплетением. Из старого состава здесь остался только вокалист Клаус Бласквиц. Следующий этап открывается диском "Udu Wudu" - более жесткое и гротескное звучание оказалось связанным с утратой ансамблем целостности. Еще один "живой" лонгплей "Attahk" был составлен из превосходного материала, записанного на концертах за последние 8 лет, в том числе и составами, не отметившимися студийной работой. Альбом "Retrospective" оказался их самым джазовым, где следы Колтрейна прослеживались отчетливо, как никогда раньше - а вот эфирностью звучания и текучестью музыки он сродни пластинке "Kohntarkosz". Музыкально сложная, честолюбивая, но страдающая склонностью к повторам, Magma навлекла на себя немилость критиков отсутствием чувства юмора и гипертрофированной претенциозностью в своих концертных выступлениях. Интенсивные турне Magma по Европе (обычно с группой Gong) принесли музыкантам популярность в кругах "золотой молодежи", однако доходы группы были столь незначительны, что во время гастролей музыканты останавливались на квартирах своих поклонников. Несмотря на всю эклектичность и "странность" музыки, ансамбль был очень популярен в США, где его пластинки, любая из которых может достойно представить их работу, издавались почти одновременно с французскими оригиналами. После изнурительных гастролей в деятельности группы наступила пауза, завершившаяся лишь в 1980 году, когда после новых перемен в составе ансамбль выпустил серию альбомов под общим названием Retrospective с переработанными версиями старого материала. Студийная работа отодвинула для группы на задний план концертную сторону их деятельности. К моменту выпуска пластинки "Offering" состав в очередной раз полностью переменился, а звук стал еще более колтрейновским. Впервые сюжет альбома не был связанным с Кобайей. На альбоме "Offerings" мы услышим самое джазовое и уже вообще не коммерческое звучание, построенное на фортепиано и контрабасе, с подключением флейт и ударных. Myths et Legends - компиляция ранних синглов, порой в более расширенных версиях, сопровождаемых пояснением сюжета на французском языке. Примечания к дискографии: в 1972 году они записали - по тематическим соображениям, под ярлыком Univeria Zekt - диск The Unammables, который из-за контрактных проблем долго пролежал на полке. Многие члены ансамбля - Дидье Локвуд, Жан-Люк Шевалье, Ален и Ивон Гиллар, Йочко Сеффер (соло и в группе Zao с другим выпускником "Магмы" Франсуа Кахеном), Бернар Паганотти в группах Paga и Weidorje (c Клаусом Бласквицем) - записывали альбомы, музыка которых относится, скорее, к джаз-року или фьюжн. Вандер выпустил несколько сольных альбомов, которые по звучанию вполне подобны Magma. Лоран Тибо был басистом самого первого состава Magma, а затем продюсером их записей. Его отличный сольный диск, сделанный с помощью других членов ансамбля, представляет собой гибрид стилей Magma и Майка Олдфилда с множеством влияний, вызывающих в памяти результат сотрудничества Брайена Ино с Дэвидом Бирном.//информация из инета Дискография Magma 1. Magma (PLP 1970) OO 2. 1001 Degrees Centigrade (PLP 1971) 3. Mekanik Destructiw Kommandoh (A&M 1973) 4. Kohntarkosz (A&M 1975) 5. Magma Live (Utopia 1975) OO 6. Udu Wudu (RCA 1977) 7. Attahk (Eurodisk 1978) 8. Retrospective, vol. 1 (1981) 9. Retrospective, vol. 2 (1982) 10. Retrospective, vol. 3 (1984) 11. Merci (Eurodisk 1985) 12. Offering (Eurodisk 1986) 13. Offerings (Eurodisk 1988) OO 14. Ëmëhntëhtt- Ré - 2009 | |
| |
Просмотров: 2723 | | |
Всего комментариев: 0 | |