OZRIC TENTACLES Год: 2000 Стиль: Progressive Rock Страна: UK Tracklist: 01. Steep – 3:12 02. Space Out – 8:28 03. Pyoing – 4:29 04. Far Dreaming – 5:24 05. Waldorfdub – 6:13 06. Kick 98 – 6:03 07. Voy Mandala – 11:52 - Ed Wynne / guitar, keyboards - John Egan / flute, vocals - Zia Geelani / bass - Seaweed / keyboards - Rad / drums, percussion Итак, все началось в 1982 году в Великобритании, когда на одном из фестивалей неподалеку от Стоунхенджа встретились клавишник Джои Хинтон (Joie Hinton), гитарист Эд Винн (Ed Wynne) , басист Роли Винн (Roly Wynne), гитарист Гевин Гриффитс (Gavin Griffits) и барабанщик Ник ван Гельдер (Nick van Gelder) по прозвищу Tig. После серии дискуссий группу решено было назвать Ozric Tentacles, хотя первоначальными вариантами были Desmond Whisps, Gilbert Chunks и Malcolm Segments. «Победило» название Ozric Tentacles, и под ним группа выступает уже без малого двадцать лет. Бессменным участником и лидером Ozrics остается по сей день Эд Винн, играющий на гитаре, кото (японский струнный инструмент, разновидность цитры), и всевозможных синтезаторах.. Музыкой группы сразу стал так называемый “space-fusion”, изобретенный группой Gong и Стивом Хилледжем, но еще более утяжеленный, нередко основанный на практически хард-роковой ритмике — в этом можно усмотреть сходство музыки Ozrics (далее для краткости будем называть группу именно так) и с музыкой ветеранов тяжелой психоделии — Hawkwind. Но... было и одно очень существенное отличие — Ozrics полностью отказались от вокала, сделав ставку на инструментальную импровизационную музыку. Тем не менее, тяжелые психоделические композиции c булькающими, кипящими, переливающимися, летящими звуками синтезаторов, мощнейшей ритм-секцией и виртуозной гитарой — лишь одна сторона музыки славной команды. Другая же — практически амбиентные, пространственные «звуковые пейзажи», где открывался еще больший простор для экспериментов с синтезаторами и сэмплерами, и еще довольно спокойные композиции, в которых чувствуется сильнейшее влияние такого стиля как рэггей. Джои Хинтон, клавишник группы, часто использовал элементы индийской, арабской и другой восточной музыки — и восточные влияния тоже стали неотъемлемым элементом в музыке группы. Хотя, честно говоря, иногда неясно — всерьез все эти восточные штучки или это просто шутка, так как музыка Ozric Tentacles всегда была достаточно веселой и порой даже ироничной, как у кентерберийских групп, преемниками которых, возможно, Ozrics и являются. Время было для арт-рока и сопутствующих ему стилей, прямо скажем, гиблым — начало восьмидесятых годов, и ни один лейбл не пожелал подписывать контракт с группой, в результате чего Ozrics основали собственную студию Dovetail, и начали записывать кассетные альбомы. Всего кассетных релизов у группы было шесть: первым был Erpsongs, вышедший в 1985 году, а последним — The Bits Between The Bits. Но и это еще не все — было время, когда Эд, очевидно, за определенную плату, записывал кассеты всем желающим, которые присылали их по почте, и старался разнообразить материал — таким образом, точную «кассетную» дискографию группы составить абсолютно невозможно, и некоторые поклонники группы тех времен имеют просто уникальные, не имеющие аналогов записи! Группа выступала на психоделических фестивалях, состав ее менялся: так, например, ушел клавишник Том Брукс, а Джои Хинтон параллельно играл также в группах The Ululators и Oroonies, ушел Ник ван Гельдер, вместо него за барабаны сел Мервин Пеплер (Mervyn Pepler), обычно фигурирующий в списке музыкантов как просто Merv — да и другие участники обычно поступали так же, указывая только имена. Наконец, в 1989 году группа записывает свой первый «виниловый» альбом Pungent Effulgent — в студии Дэйва Андерсона (того самого, из Amon Duul) Foel, в северном Уэльсе. Вдобавок, в группе появился флейтист Джон Эган, который, кроме того, что играл на флейтах, нередко экзотических, вроде бансури и турецких флейт ней, еще иногда пел, — правда, немного, и ни о какой осмысленной лирике речь не шла, — это были завывания, обрывки фраз на восточных языках, а иногда и просто невообразимые звуки, вроде пения токующего тетерева! В довершение всего Джон еще и владел искусством пантомимы, что весьма оживляло концерты. Первым же CD группы стал 74-минутный Erpland, который параллельно выходил и двойным LP, и на кассете. Кроме основных участников группы, в записи было задействовано также три (!) перкуссиониста — Маркус, Пол и некто Генератор Джон, а также дополнительный клавишник Стив Эверетт. Примерно в это же время к группе пришла известность, и CD (а также виниловые диски) пошли один за другим — Strangeitude, концертный альбом Live Underslunky, 2CD Afterswish с переизданием части композиций с ранних кассетных релизов, Jurassic Shift – первый альбом группы, композиция с которого вошла в UK Top 40. Это был разухабистый и тяжелый опус Vita Voom, очень драйвовый и сравнительно короткий, но даже сам факт, что инструментальная, да еще и прогрессивная команда попала в хит-парад, выглядит чем-то диким и невероятным, да еще в 90-х, когда, казалось, музыка в Великобритании уже почти прекратила свое существование, уступив шоу-бизнесу. Кстати, забавный факт, возможно, показывающий истинное отношение группы ко всем восточным штучкам — предваряя начало композиции Feng Shui, Джон Эган произносит следующее: “’Right, now we began track called “Feng Shui”. And.... what is Feng Shui? This is a hour of a walking through the forest, threading on the toadstools but not breake them. Involves a lot of concentration!”, что примерно значит следующее: «Хорошо, сейчас мы начинаем вещь, которая называется Feng Shui. И... что же такое Feng Shui? Это когда целый час гуляешь по лесу, передвигаясь по поганкам, но не ломая их. Требует концентрации внимания!». Ну а на самом деле Фэн Шуй — очень мудреное китайское учение о устройстве дома и не только. Этот концертный вариант композиции есть на CD Jurassic Shift в качестве бонус-трека, и звучит он более энергично, особенно в конце, когда группа от спокойной и медитативной музыки переходит к дикому «забою». В это же самое время из группы уходит басист Роли Винн, и на его место пришел Zia Geelani, а Роли ушел в панк-группу Damidge, параллельно играя и с Divine Soma Expirience. Заодно были выпущены на CD — в виде набора из шести дисков под названием Vitamen Enhanced — все ранние кассетные релизы группы. Jurassic Shift — хороший, очень хороший альбом, но последовавший за ним сверхтяжелый и ультраэнергичный Arborescence был еще лучше! В нем также были все ингредиенты психоделически-арт-роково-джаз-рокового музыкального варева Ozrics — и умопомрачительные синтезаторные пассажи, и дикая гитара, и уже поистине зверская ритм-секция (почти бластбит в композиции Astro Cortex!), и все это было украшено странными звуками различных флейт, впрочем, не очень выделявшихся в общем водовороте звуков. А в композиции Shima Koto был задействован такой прием, как игра на гитаре... электродрелью! Нет, гитара от этого явно не пострадала, но произведенный эффект был просто потрясающим и душе- (и уше-) раздирающим. :-) Были и, как водится, более спокойные вещи, но в целом альбом производит впечатление паровоза, разогнавшегося до бешеной скорости, но не мчащегося под откос, а уверенно продолжающего свой путь к чудесам иных миров по крепким рельсам ритма. Что-что, а хаотических и злобных вещей у Ozrics не было никогда! В том же 1994 году были переизданы все шесть ранних кассетных релизов группы — в виде набора из шести CD под названием Vitamen Enhanced. После записи Arborescence последовала смена состава — ушли Джои и Мерв, целиком посвятив время электронному сайд-проекту Ozrics — Eat Static, на их место пришли барабанщик Rad из панк-группы Damidge (хорошие, оказывается, бывают барабанщики в панк-группах!) и клавишник с умопомрачительным прозвищем Seaweed, ученик самого Тима Блейка из Gong. Напомню, что прозвище самого Блейка в Gong было Moonweed. И еще напомню, что в английском слэнге “weed” — это вовсе не «сорняк», а не что иное, как марихуана. Но тому, кто слушает Ozrics, не нужны никакие веселые снадобья, — «крыша съедет» и сознание отправится в психоделические дали от самой музыки, — и без всяких вредных для здоровья последствий. В новом составе группа записывает альбом Become The Other — местами еще более тяжелый, чем предыдущие, но местами и более электронный, близкий даже к трансу и прочим «техноидным» стилям. Правда, это не должно пугать любителей их музыки — даже такие вещи группе удаются куда лучше, нежели всяким модным и «продвинутым» исполнителям, тем более, что играется все «вживую» и честно, и чего-чего, а банального «дыц-дыц» от группы не дождешься! Отмечу самую лучшую композицию на диске — 11-минутную Vibuthi, сочетающую как арабские, так и испанские мотивы, а также невероятную тяжесть с периодически появляющимися полуакустическими «вставками» — контраст просто поразительный! К сожалению, у группы начались проблемы с менеджментом, и пришлось подписать контракт с фирмой Snapper Rec, на которой был записан альбом Curious Corn. Альбом некоторыми считается самым слабым у группы, но на самом деле он ничуть не хуже того же Jurassic Shift, но еще более жесткий, с явным влиянием африканской музыки и очень «электронно» звучащий. После этого последовала серия концертов, которые демонстрировались даже в Интернете, и был выпущен концертный альбом Spice Doubt. Но затем... затем началось то, что иначе, как натуральным свинством со стороны фирмы и подлинным несчастьем для группы, назвать нельзя. Snapper Rec. решила выпустить ремастированные CD группы (непонятно, что там ремастировать, ибо качество записи и так было великолепным), и выпустила-таки. Но мастер-ленты музыкантам не вернула и royalties за вновь выпущенные деньги не заплатила! Эд немедленно разорвал контракт и начал судебный процесс против Snapper Rec. — очевидно, судебная волокита и сейчас идет своим чередом, — и попутно с этим основал новый лейбл Stretchy Rec. На нем был выпущен альбом Waterfall Cities — пожалуй, самый электронный и «трансовый» у группы, а также диск Nodens Ictus — сайд-проекта Ozric Tentacles, в котором играли Джои Хинтон и Эд Винн. Это сугубо электронный альбом, барабанов и бас-гитары там нет, а музыка тяготеет к амбиенту. В 2000-м году Snapper Records выпустила диск Swirly Termination под видом нового альбома Ozrics, но на самом деле это был сборник ранее не реализованного материала, скорее всего, записанного ранее. Тем не менее, диск очень хорош и звучит менее электронно, нежели Waterfall Cities, и напоминает более спокойный и лиричный вариант Arborescence. Что ж, коли в официальной дискографии группы его нет – будем считать его бутлегом отличного качества. :-) Дискография: Самиздатовские кассеты, — ориентировочный перечень, так как точный составить в принципе невозможно, — выпускались разные варианты, а некоторые записи на заказ, возможно, уникальны. 1. Erpsongs 1985 2. Tantric Obstacles 1986 3. Live Ethereal Cereal 1986 4. There Is Nothing 1986 5. Sliding Gliding Worlds 1988 6. The Bits Between The Bits 1989 Сингл – первый и единственный. 1. Sploosh / Live Throbbe (Dovetail DOVEST 3) 1991 Альбомы – LP и CD 1. Pungent Effulgent (Demi Monde Dmlp 1017) —1989 2. Erpland (2LP, 1CD) (Dovetail Dove Lp / CD 1) — 1990 3. Pungent Effulgent (CD c бонус-треком) (Dovetail Dove Lp / CD 2) — 1990 4. Strangeitude (CD c бонус-треком) (Dovetail Dove LP / CD 3) — 1991 5. Afterswish (Double CD) (Dovetail Dove CD 4) — 1991 6. Live Underslunky (2LP, 1CD) (Dovetail Dove LP / CD 5) — 1992 7. Jurassic Shift (CD c бонус-треком) (Dovetail Dove LP / CD 6) —1993 8. Vitamin Enhanced Ozric Tentacles (6 CD) (Dovetail Dovebox 1) —1994 9. Erpsongs (Dovetail Ot 1) — 1994 10. Tantric Obstacles (Dovetail Ot 2) — 1994 11. Live Ethereal Cereal (Dovetail Ot 3) — 1994 12. There Is Nothing (Dovetail Ot 4) — 1994 13. Sliding Gliding Worlds (Dovetail Ot 5) — 1994 14. The Bits Between The Bits (Dovetail Ot 6) — 1994 15. Arborescence (3-sided LP / CD) (Dovetail Dove LP / CD 7) —1994 16. Become The Other (Dovetail Dove CD / LP 8) —1995 17. Curious Corn (LP/CD — Snapper Rec.) — 1998 18. Spice Doubt (Ltd Ed Webcast Live Cd) — 1998 . 19. Floating Seeds (CD Remix Album — Snapper Rec.) — 1999 . 20. Waterfall Cities (Stretchy CD 01) —1999 21. Nodens Ictus (Stretchy CD 02) — 2000 22. The Hidden Step (Stretchy CD 03) Видео. 1. The Fridge, Brixton 19/5/91 (Taste / Dovetail) 1991 There is a shroud of mystery surrounding Ozric Tentacles' "Swirly Termination" album. From the research I conducted I found that the group considered this as an incomplete recording and an obligatory release to satisfy their commitment to the label. Another oddity was that it was listed in the massive AMG database without a review. The group does not list the CD on their site either. Its too bad they aren't recognizing this fine achievement of instrumental progressive space rock. There are also no credits listed on the CD inner sleeve. I found a listing of past and present group members on the group's site, so I am assuming it was the present members that performed on this year 2000 release. Well, I hope this is the lineup that played on this album. I am sure someone will let me know if its incorrect. I had no way of finding out through the usual methods. Regardless of the inconsistencies and incompleteness of this release in other areas besides the music itself, I found it to be a fantastic listening experience that left me wanting to hear more of the same. Ed Wynne plays key role with his authoritarian guitar playing pushing Seaweed (keyboards), John Egan (flute), Zee Geelani (bass), and RAD (drums) into instrumental warp drive. Some Middle Eastern influences are detected from time to time along with whirling dervish keyboard playing and fat power chords that make this group a difficult one to classify. They border on techno at times then jump right back to the prog sound very quickly. That's what keeps everything interesting while listening to Ozric Tentacles. I look forward to hearing more. ©"Keith "MuzikMan" Hannaleck The Band: Previous Members : ______________________________________
| |
| |
Просмотров: 1362 | |
Всего комментариев: 0 | |