PINK FLOYD Piper At The Gates === The Piper At The Gates Of Dawn Год : 1967 === Стиль : Psychedelic Art Rock Состав группы : Syd Barrett - vocals, guitars Rick Wright - keyboards, vocals Roger Waters - bass, vocals Nick Mason - drums Рецензии от darkside.ru------------------------- Дебютный альбом Pink Floyd. Он вышел в тот короткий период, когда мозгом группы был “сумасшедший бриллиант” Сид Баррет. Это был гений английского психоделического андерграунда, человек, воспламененная душа которого не вынесла тяжелого бремени популярности. Сид – легенда, и в то же время мученик, ставший заложником собственного воображения (пытаясь еще больше раскрепостить свою творческую фантазию, он полностью опустошил себя, принимая ЛСД). Его личность и трагическая судьба, по сути, стали лейтмотивом всего творчества Пинк Флойд (но особенно отчетливо эта тема заявлена в альбоме 1975 года «Wish You Were Here»). Я удивлен тем, что никто до сих пор не отрецензировал этот потрясающий альбом, весь пропитанный уникальной атмосферой. Это, бесспорно, лучший психоделический альбом всех времен. В нем нашлось место и английскому духу и свойственной ему эксцентричности (она здесь повсюду), и сказочным фантастическим образам (“The Gnome”), и типично детскому взгляду на мир (“Scarecrow”, “Matilda Mother”, “Bike”), и, конечно же, знаменитым астрономическим опусам “Astronomy Domine” и “Interstellar Overdrive” (ведь Пинк Флойд – пионеры освоения космоса путем музыки). Отдельного упоминания требует “Lucifer Sam”, в которой Баррет попытался раскрыть тайну непостижимой кошачьей природы. Почти десятиминутный инструментал “Interstellar Overdrive” вызывает неподдельный восторг - жесткое вступление в духе The Who сменяется психоделическим джемом, каскад звуков которого вызывает ассоциации мигающих лампочек на борту космического корабля, а заканчивается это действо так же, как и начинается, только звук при этом путешествует из одного динамика в другой, и в самом конце кто-то отбивает чечетку. Прообраз этой композиции был увековечен на альбоме «Tonight Let's All Make Love in London». Единственная песня Уотерса ничем не примечательна: может быть, музыка и лечит боль, но про “Take up Thy Stethoscope and Walk” этого никак не скажешь. Наконец, необходимо отметить просто изумительную находку Баррета в “Bike” – образ комнаты, наполненной звуками. Название диска навеяно книгой Кеннета Грэма “Ветер в ивах”: “Дудочник у ворот зари” – так называется одна из глав этой книги. Мне искренне жаль, что на этом диске не нашлось места суперхиту “See Emily Play” (по крайней мере, на оригинальном, британском издании), а также самому первому синглу флойдовцев “Arnold Layne”. Что можно сказать? Абсолютная классика. Лучший альбом группы раннего периода. That music's something I can't explain… //Blackknot
После школы пути ребят разошлись, и история непосредственно самой группы началась в Лондонском политехническом колледже, где Уотерс стал учиться на архитектора. Здесь же он познакомился с Риком Райтом и Ником Мейсоном, которые, как и он, очень хотели создать свою собственную группу. После многих перемен в названии и пертурбаций состава появилась наконец команда The Pink Floyd Sound. Странное название придумал их заправила – гитарист Сид Баррет, очень любивший джаз и увековечивший таким образом имена Пинка Андерсона и Флойда Каунсила, блюзменов из Джорджии. Роджер полностью переключился на бас, Рик, умевший играть и на виолончели, стал клавишником, ну а Ник как был ударником, так им и остался. Сначала ребята играли ритм-энд-блюз – правда, довольно странный, поскольку Сид обожал разные гитарные дисторшны, фидбэки, реверберации и прочие примочки. Однажды, когда группа выступала в каком-то клубе, там оказался Питер Дженнер, игравший одну из главных ролей в лондонском андеграунде. Он предложил ребятам стать их менеджером. Убрав из названия слово Sound, группа становилась все более популярной. Все композиции писал Сид, на которого влияло все что угодно – детские сказки, фантастика, Толкин, блюзмены, The Beatles, The Rolling Stones, The Byrds. Как истинный хиппи, он также подсел на ЛСД, чтобы стимулировать свою творческую активность, что окончательно сделало группу психоделической. Наконец им удалось подписать контракт с гигантом музыкальной индустрии EMI и после выпуска двух неплохих синглов свет наконец увидел первый полноформатник Pink Floyd, состоявший в основном из композиций Сида, так что можно расценивать данную работу как его сольник. Вторым по влиянию, оказанному на саунд альбома, можно считать Рика Райта. Запись производили на студии Abbey Road – как раз в то время, когда «битлы» работали над своим «Сержантом Пеппером». Говорят, что Пол Маккартни как-то проходил мимо и был просто ошарашен тем, что вытворяли Pink Floyd. Красивое название альбома, «Дудочник у врат зари», Сид взял из седьмой главы детской книги Кеннета Грэма «Ветер в ивах», где в подобном образе был представлен бог Пан, олицетворяющий добрые силы природы. Сид рассказывал друзьям, как он сам однажды повстречался с этим существом (под ЛСД, очевидно), так что неудивительно, что он решил вспомнить о нем. Вокальные партии Сида в основном поддерживаются бэк-вокалом Райта, так что можно считать, что голос у Сида был не таким уж сильным. 1) «Astronomy Domine». Отличный трек для открытия дебютного альбома и, вероятно, лучший на нем. Песня иллюстрирует первые опыты Сида с ЛСД, когда ему вдруг открылась вся Вселенная. Он купил астрономический атлас, в котором делались предположения о жизни на других планетах, и именно это стало основной темой композиции. Под усиливающиеся голос Дженнера, читающего что-то из атласа Сида, монотонный стук ударных и морзянку (утверждают, что бессмысленную) появляется отдающая эхом гитара, плотный орган, а затем вокал Сида, которому подпевает Рик. В тексте упоминаются некоторые планеты Солнечной системы и их спутники. Кроме того, он является очень хорошим примером аллитерации – с точки зрения смысла звучит странно, но в звуковом отношении весьма красиво. После первой вокальной части следует небольшое затишье, однако затем мы постепенно возвращаемся к психоделическому саунду, который чувствуется в каждой ноте инструментальной середины. 2) «Lucifer Sam». В одном динамике вступает гитара, а во втором – орган, причем звук по очереди усиливается и ослабевает то в одном, то в другом. Этот прием, видимо, отражает имеющуюся в тексте ссылку на модные в то время представления о том, что у людей главным является либо левое (отвечающее за творчество) полушарие мозга, либо правое. Композиция строится на интересном ритме с разными прикольными звуками. Поскольку кошки – действительно загадочные существа, неудивительно, что Сид написал о своем сиамском коте. Люцифер Сэм – это также кличка кота английского поэта Томаса Перси, жившего во второй половине XVIII в. и известного тем, что возродил интерес англичан к старинным балладам. Кроме того, в тексте Сид намекает на свою девушку Дженни Спайрс, которую называет Дженнифер Джентл (Gentle, т.е. «Милая»). 3) «Matilda Mother». Баллада, основанная на лиричной игре клавишных под легкие гитарные аккорды. Подпевающий в припеве Рик решает здесь брать немного выше – видимо, учитывая детский характер песни. Сид написал ее на основе воспоминаний о волшебных сказках, которые мама читала ему перед сном; он как бы возвращается в детство, прося маму не выключать свет, а рассказывать дальше. В связи с этим неудивительно, что, перестав заниматься музыкой, Баррет жил с матерью вплоть до ее смерти. Многие образы взяты из книги детских стихов Хилера Бэллока. Первоначально Сид просто читал их, однако, когда не удалось получить разрешение легально использовать их в песне, пришлось написать собственные стихи. В середине Рик представляет короткое клавишное соло в восточном духе, в то время как Сид выдает вокализы – что-то вроде «чу-пау». Завершается композиция еще одним клавишным соло, которое сменяется басом Роджера, и голосом Баррета («а-а»). 4) «Flaming». Жутковатые звуки, звериный вой. Вступает вокал, клавишные и ритм-секция звучат отстраненно, но периодически нарастают. Позже появляется орган, а затем и акустическая гитара. Это еще одна песня, написанная Сидом под воздействием ЛСД. Кроме того, Сид вспомнил здесь о детстве, когда они с сестрой Розмари играли (например, в прятки) и чувствовали такое же единение с природой. Упомянутое в названии свечение – это эффект от принятия ЛСД, когда кажется, что предметы начинают светиться. Сид играет словами: фразу «we go ever so high» можно перевести как «вот мы высоко» и как «вот мы под кайфом». Психоделический саунд усиливается различными звуками, среди которых можно услышать, например, кукушку, звон, напоминающий колокольчики, и трещотка. 5) «Pow R. Toc H.» Инструментал, начинающийся с прикольных вокализов типа «пум-тчш-тчш» и «туй-туй» под аккомпанемент баса, к которым присоединяются ударные. С появлением фортепьяно эти звуки постепенно уходят, и Рик играет нечто джазовое, что явно делает композицию менее чокнутой. В середине появляются разные животные звуки под ревущую гитару, возникает орган, атмосфера создается просто гнетущая. Затем орган, под ритм ударных и гитару, выходит на первый план, играя что-то менее жуткое, но все равно достаточно грустное. Завершается это все звуками, напоминающими возбужденных обезьян, под ревущую гитару. Название вообще-то взято с потолка, однако не является лишь набором непонятных слогов. Первая часть названия означает Power, а вторая представляет собой кодовое обозначение Talbot House, клуба сигнальщиков союзных войск Фландрии во время Первой мировой войны, в котором, как говорят, все были равны в независимости от званий; затем так же стало называться одно благотворительное общество, задавшееся целью налаживать отношения между молодыми людьми различных социальных слоев. 6) «Take Up Thy Stethoscope and Walk». Единственная песня на альбоме, написанная не Барретом, а Уотерсом. Вступают ударные, хрипловатый голос Уотерса выкрикивает «Доктор, доктор!» под басовые аккорды, в то время как Рик или Сид поет остальные строчки, представляющие собой жалобу доктору на плохое самочувствие, вызванное не только состоянием здоровья, но и вообще всем, что творится в мире. Вскоре присоединяется гитара. Сольная часть показывает искусство игры на бас-гитаре (все-таки тема-то Роджера), а вот гитара Сида выделывает непонятно что, в то время как орган Рика пытается играть что-то более осмысленное. Весь этот инструментал звучит достаточно сумбурно, а затем возвращается вокал, сообщающий нам, что от боли хорошо помогает музыка, которая также стимулирует умственную деятельность. Гораздо интереснее эта тема звучала на концертах, а в записи такую мощь воспроизвести не удалось. Пришлось даже убрать центральную часть, в которой участники выдавали совершенно безумную импровизацию. 7) «Interstellar Overdrive». Инструментал, являющийся, наряду с открывающей темой, квинтэссенцией психоделического периода творчества группы. Почти 10-минутная продолжительность в далеком 1967 г. была, кстати, довольно редким явлением – можно сказать, дерзостью. Впрочем, на концертах ребята доходили и до 20, 30 и даже, говорят, 40 минут. Что касается альбомного варианта, здесь композиция представляет собой компромисс между нежеланием Сида ограничивать себя хоть чем-то (до такой степени, что он мог играть одно и то же несколько часов подряд или, наоборот, не повторять одного и того же даже пару раз подряд, играя совершенно не в тему с остальными) и желанием Роджера делать музыку более структурированной. Основная мелодия была инспирирована песней «My Little Red Book» с дебютного альбома группы Love. Гитара и бас настраивают нас на атмосферу всей композиции, вступают ударные, задающие ритм, в то время как на заднем плане звучат клавишные Райта. Да, такое только под наркотики можно было придумать. Когда Сид впервые принял ЛСД, он вдруг ощутил, как летит куда-то в космос, что поначалу вызвало у него страх. Ритм исчезает, слышны монотонные аккорды, отражая состояние, когда принявший ЛСД перестает бояться и расслабляется. Ударные постепенно возвращаются, а с ними вскоре и ритм, но он периодически пропадает. Напряжение при этом нарастает просто жутко. Уж в какие космические дали занесло при этом Сида, никому неизвестно. Появление органа показывает этап трипа, когда человек погружается в созерцание. Затем вновь нарастает напряжение и наконец жестко вступает ритм-секция, играющая начальную мелодию, при этом звук переходит из одного динамика в другой, создавая ощущение, будто его воспроизводит магнитофон, которому уже давно не чистили головку. (Представляю, сколько людей, слушая этот фрагмент в свое время, так и думали!) После этого следует долгий гитарный вой, а появившиеся ударные переносят нас в следующую композицию. 8) «The Gnome». Вокал вступает почти сразу под ударные, напоминающие тиканье часов. Акцент какой-то странный – в нем чувствуется что-то слегка немецкое. Это очередная детская песенка под прикольные перкуссии и акустическую гитару. Написана она под влиянием толкиновского «Хоббита». Нужно сказать, что Толкин стал одним из самых популярных писателей в конце 60-х годов, однако в песне Сида главным героем становится не Бильбо Торбинс, а гном Гримбл-Громбл, который однажды отправился в большое путешествие. В припеве Райт играет на челесте, звук которой напоминает колокольчики. 9) «Chapter 24». Гремят тарелки, орган играет простую мелодию в восточном духе, иногда слышны басовые аккорды. Тема основана на 24-й главе Ицзин, китайской Книги Перемен, где описана гексаграмма Возвращение: «Любое движение завершается в шесть этапов, а седьмой приводит к возвращению». Сид заинтересовался этой книгой, видимо, потому, что хотел понять, почему его душевное состояние изменилось – то ли из-за наркотиков, то ли из-за славы. Вещь получилась такой, что под нее вполне можно заниматься медитацией, т.е. в достаточной мере скучноватая. 10) «Scarecrow». Одинокие ударные напоминают деревянные ложки. К ним присоединяется орган, снова играющий в восточном духе, и гитара. Это еще одна детская песня, на этот раз вдохновленная творчеством Эдварда Лира, который мог писать о всем, что видел, и книгой «Пугало» детской писательницы Джун Уилсон. Пугало стоит себе посреди ячменного поля, не думая, не двигаясь, покорившись судьбе. Тем не менее, вполне возможно, что Сид поет о себе. Ближе к концу присоединяются акустическая гитара и сурово жужжащий бас, но музыка быстро затихает. 11) «Bike». Сразу же вокал – под совершенно странный аккомпанемент, особенно в припеве, под какой-то протяжный вой. Каждый куплет все быстрее, громче и страннее. Эту песню Сид посвятил своей девушке Дженни. Он говорит о своем велосипеде, старом плаще, мышке, живущей у него в доме, кучке пряничных человечков на тарелке. Вновь здесь чувствуется влияние Лира. В последнем куплете Сид упоминает о комнате с заводными игрушками, а потом мы слышим, как кто-то туда поднимается, открывает дверь, а там звучат эти самые игрушки, создавая неописуемую атмосферу. Продюсер альбома Норман Смит потратил целых три дня, чтобы воспроизвести это звучание – без компьютеров приходилось склеивать ленты, делая из них петли. Потом к этому всему присоединяется смех обкуренных игрушечных клоунов. Во всяком случае, у меня родилась именно такая ассоциация. Обложка альбома представляла собой фотографию участников группы, где каждого из них размножили в психоделическом духе с помощью специального фильтра. Кстати, Баррета задвинули назад, однако лицо его оказалось посередине так, что именно на него падает взгляд, когда смотришь на обложку. На обратной стороне были сделанные самим Сидом силуэты ребят. Это был всего лишь первый шаг, причем довольно удачный, но вскоре дела пошли наперекосяк, когда выяснилось, что Сид все больше погружается в наркотическую бездну и перестает адекватно воспринимать реальность. Нужно было давать концерты и выступать в различных передачах, а Баррет то вел себя вызывающе, не желая играть то же, что и все, то отключался и вообще не мог играть, тупо смотря в одну точку. Когда Сида выгнали, ребята перестали исполнять его композиции, кроме великолепной «Astronomy Domine». Не советую слушать этот альбом для знакомства с группой, но если вы уже полюбили Pink Floyd за их классические альбомы, можно дать этой работе шанс. Во всяком случае, оцените странность подобной музыки – такое не столь уж часто можно встретить. Гениальной я ее называть не стану – просто не уверен, что гениальность может проявляться при употреблении наркотиков, да и все-таки незрелость (и некоторая попсовость) многих композиций очевидна. Такое мог бы написать и ребенок, но, может быть, в этом и прелесть, что Сид сочинял как ребенок, почти не затрагивая такие популярные в роке всех времен темы, как любовь и секс, да и про наркотики напрямую не говоря. И все же следует признать, что альбом интересный и тогда был новаторским. И не надо говорить, что слушать такое можно, лишь предварительно обкурившись или наширявшись. Я ведь такое слушаю. Кроме того, Сид к тому времени еще не стал абсолютным наркоманом, чтобы можно было сказать, что эта работа пропитана духом ЛСД. P.S. Выражаю благодарность авторам книг по истории группы, в частности «Pink Floyd: Архитекторы звука» московского издательства «Вестник», Энди Маббет «Полный путеводитель по музыке Pink Floyd» и Николас Шэффнер «Блюдце, полное секретов: Одиссея Pink Floyd». //Featus
"Piper...", обозначив кульминацию в бурном развитии психоделической музыки, является, несомненно, лучшим диском в этом жанре, но при этом совершенно очевидно, что сама работа в рамки психоделии уже не вмещается. Обращают на себя внимание смелость и зрелость композиторской мысли. Группа не стала ограничиваться экспериментами по извлечению необычных звуков из электрических инструментов, как это делало большинство гаражников и подпольных психо-групп тех времен; напротив, Барретт с коллегами концентрируют свои усилия на написании сложных и нестандартных мелодий, далеких от трехаккордного рок-н-ролла, а все новаторство и психоделическая алхимия призваны дополнить имещийся набор выразительнх средств, но никак не стать самоцелью. Диск пестрит стилистическим разнообразием: фолковые "Scarecrow" и "The Gnome", джазовая "Pow.R Toc.H", арт-роковые "Matilda Mother", "Flaming" и "Chapter 24" (в концовке последней гитара Барретта своим тембром напоминает Меллотрон), спейс-роковая "Astronomy Domine", рок-н-ролльная "Take Up Thy Sthetoscope And Walk", в то время как "Lucifer Sam" своей пульсирущей ритм-секцией и несколько агрессивной манерой пения является прототипом панка. Сюита "Interstellar Overdrive" и совершенно сумасбродная "Bike", на первый взгляд, выполнены по психоделическим канонам, но будучи сами по себе совершенно самодостаточными произведениями, заготавливают почву для будущих музыкальных экспериментов как в рамках группы, так и в рамках жанра. На этих идеях вырастет поколение германских краут-рокеров, а также значительная часть исполнителей прогрессива, да и не только. Через год появятся первые альбомы Caravan, Colloseum и Aphrodite's Child; не за горами - прославленные дебюты King Crimson и Van Der Graaf Generator, после чего закончится десятилетие Битлов и Роллингов, и начнется эра прогрессива, длящаяся по сей день. И идеи Барретта, заложенные на этом альбоме, все так же продолжают будоражить композиторские и исполнительские умы, воплощаясь в том или ином виде в работах новых и старых коллективов, принадлежащих самым разнообразным направлениям. Лучший альбом в жанре психоделии и первая ласточка прогрессивного рока. Этот альбом должен иметь в коллекции каждый уважающий себя меломан, независимо от его отношения в прог-року в целом и Пинк Флойд в частности. //Filareth 2006-07-30 | |
| |
Просмотров: 1338 | |
Всего комментариев: 0 | |