PINK FLOYD A Saucerful of Secrets Год : 1968 Стиль : Psychedelic Art Rock Tracklist: 1. Let There Be More Light 5:38 2. Remember A Day 4:33 3. Set The Controls For The Heart Of The Sun 5:28 4. Corporal Clegg 4:12 5. A Saucerful Of Secrets 11:57 6. See-Saw 4:36 7. Jugband Blues 2:59 Total Time: 39:23 Состав группы : David Gilmour - lead vocals, guitars Roger Waters - lead vocals, bass Syd Barrett - guitars, lead vocals on track 7 Rick Wright - organ, piano, vocals, lead vocals on tracks 2, 6 Nick Mason - drums Рецензии от darkside.ru------------------ Второй альбом Pink Floyd отмечен уже сходящим на нет участием Сида Баррета в жизни коллектива. Да, коллеги по группе не смогли предотвратить его срыва в бездну (да и кому было под силу это сделать?). От Сида здесь всего одна песня – “Jugband Blues”. Но она, пожалуй, даже слишком красноречиво свидетельствует о подлинном безумии Баррета (достаточно прочитать текст – “…And I'm wondering who could be writing this song” – это уже о многом говорит). Эта песня ставит жирную точку в этом довольно мрачном и меланхоличном альбоме. Началась новая эра развития группы. На место Баррета пришел Дэйвид Гилмор, сочинителями песен стали Уотерс и Райт. Первый продолжил разрабатывать космическую тематику, а второй заявил о себе не очень выразительными пьесами мечтательного характера. Уотерс также заложил первый кирпич в стену своей неприязни к армии, имя которому “Corporal Clegg”. Роль главной темы, на которой, собственно, и зиждется весь альбом, здесь играет многочастная композиция “Полное блюдце секретов”; на следующих альбомах эстафету подхватят “Atom Heart Mother” и “Echoes”. Этот эпический инструментал состоит из четырех частей – принцип четкой структурированности внесен в творчество группы архитекторами по образованию Мэйсоном и Уотерсом. Сюжетный замысел “A Saucerful of Secrets” заключается в воссоздании хода военных действий от подготовки к бою до плача по погибшим. Обложка альбома представляет собой первый опыт Сторма Торгесона в области создания психоделических коллажей. Итог. Большей частью очень интересный альбом, но на фоне шедевров того времени, например, «Белого альбома» Битлз и «Electric Ladyland» Джими Хендрикса выглядит не очень убедительно: ребятам еще нужно работать. Но титул лучшей “космической” группы у Пинк Флойда уже не отнять (первенство в психоделической области продемонстрировал «The Piper…»). //Blackknot
Ситуация с Сидом привела к тому, что Роджер принял решение изгнать его из группы. На замену пришел старый знакомый – гитарист Дэвид Гилмор, который к тому времени уже поучаствовал во множестве профессиональных групп, однако пока еще не достиг должного уровня мастерства. Говорят также, что Дейв мог петь похоже на Сида, и это стало одной из причин, почему его взяли. Правда, сначала ребята выступали впятером, потом попросили Сида сидеть дома и просто сочинять песни, однако когда они услышали, что тот наваял, то окончательно поняли – теперь им придется обходиться без этого парня. Наступили тяжелые времена, ведь нужно было играть что-то другое, что более соответствовало стремлениям оставшихся участников. Кроме того, пришлось самим писать песни, и тут им помогло то обстоятельство, что Сид в свое время говорил, что если он умеет сочинять, то и все остальные могут. Кстати, лишь теперь из названия группы исчез определенный артикль, что также подразумевало начало нового этапа. Выпустив не очень удачный сингл, группа приступила к записи своего второго альбома, который можно назвать сборником неоднородных композиций, написанных разными «пинк-флойдовцами». В первую очередь заметно стремление Роджера сделать музыку более структурированной. Он утверждал, что это у него врожденное, в связи с чем становится понятно, почему он поступил именно на архитектурный факультет. Музыка на втором альбоме отразила переход от импровизаций психоделии к более, так сказать, «взрослой» музыке, поскольку все участники группы поняли, что в студии они импровизировать не хотят. Тем не менее, некоторые вещи здесь весьма напоминают дебютник. Однако если там атмосфера была в основном светлой, полной приятных воспоминаний о детстве, то здесь краски уже сгущаются, а общая картина выглядит несколько мрачной. Первые три композиции очень интересны, а вот дальше происходит уже нечто странное. 1) «Let There Be More Light». Инструментальное начало – интересный гипнотизирующий басовый рифф, к которому подключаются ударные, а также дополняющий атмосферу орган. После прохода ударных начинается другой ритм, ведомый клавишными под легкие ударные. Райт поет, растягивая слова. Периодически музыка из лирической становится более мощной, и тогда поет уже Гилмор. Данное обстоятельство показывает тот факт, что ребята решали вопрос с вокалом в том плане, как он подходит написанной музыке, независимо от авторства. В песне рассказывается о посадке инопланетного звездолета на базе ВВС в Милденхолле, графство Суффолк, однако, к удивлению военных, они видят перед собой знаменитую Люси из «битловской» песни «Lucy in the Sky with Diamonds», которая благодаря начальным буквам стала олицетворением ЛСД (LSD); Леннон, правда, всегда отрицал эту связь, утверждая, что это всего лишь совпадение. В тексте также упоминается Картер из марсианского цикла Эдгара Берроуза (того самого, который еще и про Тарзана писал), а также Гервард Бдительный, тэн (дружинник) времен короля Вильгельма Завоевателя. Завершается композиция гитарными запилами под громкие удары по тарелкам, в то время как на заднем плане происходит небольшой хаос, но он исчезает до окончания диминуэндо. 2) «Remember a Day». После нескольких звонких звуков, издаваемых синтезатором, под басовые и фортепьянные аккорды вступают ударные и гитара. Слова собственной песни поет Райт, причем голос записан почему-то лишь на один стереоканал. Это воспоминание о безвозвратно ушедшем детстве, когда можно было играть с товарищами, лазить по деревьям и не думать о том, когда наступит вечер. Тема, в центре которой стоит несколько грустное осознание того, что ты бесповоротно повзрослел, являлась одной из основных в творчестве Сида, и именно Рик вполне удачно подхватил ее. Гитарная партия здесь исполнена Сидом, но доработана Дейвом. В середине звучит инструментал с разными странными звуками. В конце под вокализы Райта, раздающиеся то из одного, то из другого динамика, инструменты ведут энергичный ритм, пока музыка не затихает. 3) «Set the Controls for the Heart of the Sun». Лучшая вещь на альбоме, наполненная восточной атмосферой, которая чувствуется во всем – тихих басовых аккордах, гулких ударах барабанов, мягких клавишных. На гитаре играют то Дейв, то Сид – записывались они в разное время. Слова для этой композиции Уотерс взял из книги китайских стихов эпохи Тан (618-907). Он не очень заботился об их смысле, со всеми этими специфическими поэтическими образами (лотосы, ласточка, виноградная лоза), а вот в названии смысл все-таки есть – речь идет о пилоте космического корабля, который решил покончить жизнь самоубийством, взяв курс на «сердце солнца». Эта фраза была взята из книги Уильяма Берроуза 1961 г. «Мягкая машина». (Это уже другой Берроуз. Тот, который битник.) В середине и конце нашему вниманию представляют инструментал с клавишным соло под разные звуки, среди которых можно, например, различить крики чаек. 4) «Corporal Clegg». Сразу же вступает жесткая ритм-секция. В данной шуточной песне Роджер впервые попытался осознать гибель отца, погибшего на войне. Герой песни, капрал Клегг, возвращается контуженным, и по ночам ему снится, как он получает заслуженную медаль. Фамилия, вероятно, взята из фильма ужасов 1962 г. «Ночные существа», где одним из персонажей был капитан Клегг. Несмотря на вроде бы антивоенный характер композиции вокал местами звучит просто издевательски, а хор подпевает на таких высоких нотах, что ни о какой серьезности и речи быть не может. Роджер пытается имитировать песенную манеру Сида, однако это ему не очень удается. Здесь вновь записана гитарная партия Сида, доработанная Дейвом. Середина – это вообще нечто; звучит соло на духовом инструменте, называемом мирлитон, причем создается ощущение, будто это ребятишки решили поиздеваться и давай вовсю дудеть. Эта странная музыка повторяется в конце под голоса и разные звуки, изображающие войну. Вряд ли у кого-то возникли сомнения относительно несерьезности всей темы, но чтобы окончательно ее подтвердить, музыканты в конце еще и хохочут – правда, это еле слышно. 5) «A Saucerful of Secrets». Трехчастный инструментал, для осуществления записи которого ребятам пришлось долго уговаривать руководство EMI, желавшее, чтобы Pink Floyd писали хиты, а не занимались всякой ерундой. То, что получилось, является одной из наиболее структурированных вещей группы, причем Уотерс даже начертил на миллиметровой бумаге график, на котором была показана динамика этой композиции со всеми пиками и спадами. Усиливается гудение, звучит орган, добавляется тихий звон, рождавшийся от того, что по тарелкам, располагавшимся близко к микрофону, постукивали мягкими молоточками. Музыка растекается по воздуху, создавая невероятное напряжение, особенно когда периодически слышны режущие слух жутковатые звуки, иногда напоминающие голоса животных. Все это иллюстрирует подготовку к сражению. Само сражение начинается после внезапного затишья – к нам приближаются ударные, создающие однообразный зловещий ритм и сопровождаемые отрывистыми низкими аккордами на фортепьяно и другими не более приятными звуками – например, усиленным воем гитары, по грифу которой водили микрофонной стойкой. Длится это все довольно долго, пока не затихает. Слышится нечто вроде далекого взрыва, появляется орган, играющий самый настоящий реквием, и несмело звенящие перкуссии. Спустя некоторое время появляются голоса, поющие просто «а-а», скорбя по погибшим. Они становятся громче, а заканчивается все как-то внезапно (нужно было уложиться в 12 минут), что, к счастью, было исправлено в концертном варианте на альбоме «Ummagumma», прозвучавшем гораздо лучше, чем здесь. 6) «See Saw». Легкая, ускользающая тема от Райта, совершенно невнятная, невзрачная и скучная. Недаром же ее рабочее название было «Самая нудная песня из всех, когда-либо слышанных мною, заготовка № 2». Райт написал еще одну песню на тему детства, вспоминая о тех днях, когда они с сестрой играли в саду перед домом. Тем не менее, некоторые люди решили, что здесь речь идет совершенно о другом. Строки типа «продает пластмассовые цветы» могли навести на мысль о наркотиках, а невинное описание катания на качелях – «Она поднимается, а он опускается» – интерпретировалась как рассказ о сексуальных забавах, поскольку выражение «опускаться» (go down) означает «заниматься оральным сексом»; упоминание же о брате и сестре приводило к мыслям об инцесте. В общем, каждый судит в меру своей распущенности. В основном данная вещь похожа на неудачную поп-песню со скрипкой на заднем плане и иногда фортепьяно, однако с разными периодически появляющимися странными звуками. Окончательно хоронит ее еще и тонкоголосый хор. 7) «Jugband Blues». Самое смешное, что, во-первых, это совсем не блюз (разве что считать, что «blues» – это «меланхолия»), а во-вторых, исполняет его не джаг-бэнд – так называли когда-то группы, игравшие на кастрюлях, консервных банках и прочей утвари. Под дудочку, бас и ударные здесь поет Сид. Хоть песня и явилась последним его вкладом в творчество группы, записана она была задолго до начала работы над альбомом. Это еще одна вроде как любовная песня («Я люблю королеву»), в то же время полная размышлений о самом себе, о своем состоянии – как психическом, так и физическом, – которое можно было охарактеризовать словом «упадок». Музыка в полной мере отражает то, что творилось у него внутри. В середине появляется духовая секция оркестра Армии Спасения Северного Лондона, который оказался в то время в студии Abbey Road. Сид хотел, чтобы те играли все что угодно, наплевав на остальные инструменты, однако Смит с этим не был согласен. Поспорив какое-то время, Смит согласился записать две версии, однако Сид к тому времени уже ушел, так что пришлось работать с тем, что уже удалось записать. Получилось, конечно, прикольно, но не более того. Ближе к концу мы еще некоторое время слушаем бессистемные джазовые извращения, потом внезапно все прекращается, и через несколько секунд под акустическую гитару одинокий (действительно одинокий) Сид повторяет припев: «Что такое сон и что такое шутка?» Вряд ли он сам знал ответ на этот вопрос, а в его состоянии – и на многие другие, более простые. Обложку альбома сделал Сторм Торгесон и его друг Обри Пауэлл, назвавшие себя Hipgnosis (в слове соединены «гипноз», «хиповый» и «гнозис», т.е. «познание»). По просьбе ребят она должна была стать «космическо-психоделической». Дизайнеры наложили 13 разных изображений – была тут и солнечная система, и алхимик со своими колбами, – а также разместили очень маленькую инфракрасную фотографию участников группы. Альбом явно показал, что ребята не знают, в каком направлении им следует двигаться, и будущее группы висело на волоске. Без «безумного брильянта» им приходилось очень туго, однако, как оказалось, его сияние так отразилось на всех, что темы, которые Сид затрагивал в своих песнях, отражались и в последующих альбомах группы. Не было бы Сида – не было бы и Pink Floyd, однако с Сидом Pink Floyd дальше существовать бы не смог. //Featus
После того, как у Барретта начались, скажем так, проблемы со здоровьем, остальные члены группы решили подыскать еще одного, более стабильного гитариста. Им оказался старый знакомый Барретта Дэвид Гилмор. Предполагалось, что Гилмор станет основным гитаристом, в то время как Барретт будет, в основном, отвечать за сочинительство и принимать по мере надобности участие в студийной работе. Таким образом, состав Пинк Флойд расширился на некоторое время до квинтета. В сети даже гуляют фотографии, на которых одновременно запечатлены все пятеро флойдовцев (одна из таких фотографий украшает обложку неофициального, но широко известного сборника неизданного материала "Ultra Rare Trax Vol. 3 (1966-1972)"). Но несмотря на это, обстоятельства записи альбома покрыты завесой секретности (уж не на это ли намекают музыканты в названии альбома?). В частности, до сих пор неизвестно достоверно, есть ли на диске композиции, сыгранные впятером. Теоретически - должны быть, так как диск записывался именно в то время, когда в группе были и Барретт, и Гилмор. Но при этом каких-то подлинных сведений на этот счет нету. Зато полно всяких слухов и домыслов. Например, на одном из буржуйских форумов проскользнула информация, будто в "Let There Be More Light" слышна гитара Барретта (после слов "Carter's father saw it there" действительно еле слышно фирменное барретовское глиссандо - прислушайтесь), а в "Remember A Day" в подпевках якобы звучат голоса Гилмора и Барретта. Все это, на мой взгляд, совершенно ненужная шумиха вокруг имени уже покойного Сумасброда. Какая, собственно, разница: пел - не пел, играл - не играл, когда речь идет о столь незначительных фрагментах? В любом случае, вклад Барретта в этот альбом прогрессирующе мал, и это совершенно очевидно. Конечно же, любопытно, как все происходило на самом деле: как Барретт сидел в приемной студии звукозаписи, а группа (по сути, ЕГО группа) что-то там записывала без него; как он на записях срывал дубль за дублем, играя каждый раз не то и не так; как, в конце концов, смотрел в глаза счастливчику Гилмору, когда тот отправлялся на концерт, а он - нет. Это все интересно, но к музыке как таковой отношения не имеет. Это уже история. Как бы там ни было, в апреле 1968-го года Барретт официально покинул Пинк Флойд, а в июне вышел альбом "A Saucerful Of Secrets". Сам альбом невероятно эклектичен, и то, что при должном подходе могло бы стать его достоинством, все же обернулось недостатком. В пределах одного диска располагаются совершенно не вяжущиеся между собой вещи, такие как стопроцентный прог-роковый номер "Let There Be More Light", простецкая хиппацкая песенка "Remember A Day", которая даже на дебюте смотрелась бы нелепо, или же Барреттовская невротичная "Jugband Blues", контрастирующая сразу со всеми вещами на альбоме. В общем, альбом получился таким же, как и его обложка - нагромождением совершенно не стыкующихся между собой образов. Но есть и безусловные плюсы. Причем, это такие плюсы, которые способны вытянуть даже самый дрянной альбом на вполне приличный уровень. К ним следует отнести уже упомянутую "Let There Be More Light", как нельзя точно передающую разницу между группой с Барреттом и без него; Уотерсовcкую гипоничную мантру "Set The Controls For The Heart Of The Sun", особенно впечатляюще звучащую в живом исполнении (рекомендую бутлег "Crackers" 1972-го года - высший пилотаж!); а также, собственно, коллективный опус "A Saucerful Of Secrets". Принято считать, что в этой продолжительной композиции группа попыталась в авангардной музыкальной форме изобразить некое побоище с напряженным вступлением (часть под названием "Something Else"), собственно, сражением ("Syncopated Pandemonium") и реквиемом ("Celestial Voices"). Может быть, кому-то от этого объяснения и становится легче. Но лично мое убеждение таково, что НЕ СЛЕДУЕТ ПРИБЕГАТЬ К ПОДОБНЫМ АССОЦИАЦИЯМ. Причем, не только для этой композиции, и не только для Пинк Флойд. Все же музыка - это не прикладной вид искусства, и необходимо воспринимать ее в чистом виде, не обезображивая собственными галлюцинациями насчет всяких битв, пейзажей, переживаний и прочей ерундой. Нет ничего глупее вопроса: что хотел сказать композитор вот таким-то произведением? Все, что он хотел сказать, он сказал именно этим произведением. Музыка - это язык, причем, язык самодостаточный и невероятно выразительный, и нужно уметь понимать его, не прибегая к "костылям" в виде объяснений и наглядных образов. Неужели когда Вы смотрите на узоры, скажем, персидских ковров, то тоже пытаетесь понять, что ИМЕННО там изображено? Для тех, кто так делает, скажу по секрету: там изображены УЗОРЫ - ни больше, ни меньше. "A Saucerful Of Secrets" - это постоянная смена динамики и тембров, тональности и темпа; это различные обрывки мелодических линий, синкопы ударных, шум тарелок, какие-то случайные звуки: все это - звуковые узоры, которыми музыканты и расписали это чудесное полотно. Нужно лишь слушать и получать удовольствие. Чем я, собственно, сейчас и займусь. //Filareth 2006-08-19
| |
| |
Просмотров: 1389 | |
Всего комментариев: 0 | |