PINK FLOYD Ummagumma UmmagummaГод : 1969 Стиль : Art Rock Состав группы : David Gilmour - vocals, guitars, organ, bass, piano, drums, mellotron Roger Waters – bass, gong, vocals Nick Mason - drums Richard Wright - keyboards, vocals Guest musicians: Lindy Mason - flute Рецензии от darkside.ru------------------------- Ребята никак не могли оправиться после расставания с Барретом и даже не знали, что им дальше выпускать. Вышел саундтрек к фильму «More», однако никаких новых музыкальных идей не было. В конце концов пришло решение выпустить двойной альбом: первый диск представлял концертные записи, а второй – эксперименты каждого из участников группы по отдельности, каковая идея зародилась у Рика Райта. Название, хотя и звучит таинственно, на самом деле означает довольно банальную вещь – это слово «секс» на школьном сленге Кембриджа. Очень интересной получилась обложка – по принципу матрешек изображены фотографии участников группы, причем в каждой фотографии они заменяют друг друга в тех же позах. Первый диск получился на редкость отличным – жаль, что меньше 40 минут. Четыре представленные на нем композиции, в том числе и за счет увеличения инструментальной части, выглядят гораздо лучше именно в этом варианте, чем в оригинальных версиях на номерных альбомах или синглах. Можно даже сказать, что здесь они звучат более искренно и на 100% достойны тех аплодисментов, которыми их награждают слушатели в записи. 1) «Astronomy Domine». Здесь нет в начале произнесения астрономических названий под морзянку, однако добавлен органный проигрыш в восточном стиле под несмелые ударные, которые затем вообще затихают, однако позже вступают вместе с гитарой, сначала довольно тихо – и вот уже Мейсон просто скачет, а Гилмор наяривает вовсю. 2) «Careful with That Axe Eugene». Здесь по сравнению с оригиналом, выходившим на сингле, особенно сильно звучит вокал – крики, предваряющие жесткую ритм-секцию и следующие потом вместе с ней, вызывают мурашки по коже. Бесспорно, один из лучших инструменталов группы за все ее существование – по крайней мере, в этой версии. 3) «Set the Controls for the Heart of the Sun». Отличия от оригинала – мощное вступление ударных, более жесткое, почти металлическое звучание гитары в середине и долгие синтезаторные штучки, действительно напоминающие что-то космическое, неземное, после чего постепенно появляются гитара и ударные. 4) «A Saucerful of Secrets». В данной записи эта вещь разделена на четыре части, каждая из которых имеет собственное название: Something Else – с нарастанием напряжения и ужасным грохотом, Syncopated Pandemonium с ритмическим звуком ударных под разные тревожные звуки, Storm Signal с органом, играющим своеобразный реквием, и, наконец, Celestial Voices с впечатляющими вокализами. Сумбур инструментов в конце первой части звучит более внушительно и жестко. Окончание перестало быть внезапным – вокализы звучат дольше, в то время как музыка становится все эмоциональнее, а в конце все инструменты достойным образом завершают композицию. Райт представил четырехчастную инструментальную сюиту «Sysyphus», музыкальным языком рассказывающую о царе Сизифе, наказанном богами за всевозможные проделки. Первая часть представляет тревожную оркестровку, которая описывает сошествие Сизифа в ад. Музыка смолкает, и во второй части звучит одно фортепьяно; его аккорды звучат сначала довольно хаотично, потом вроде делаются намеки на попытки внести порядок, однако по-прежнему все это напоминает бесцельную импровизацию в духе фри-джаза. Временами слышны тихие перкуссии, а затем появляются всякие жуткие звуки вроде далекого грохота. В этой части Сизиф, видимо, вспоминает о своей жизни на земле. Третья часть больше всего напоминает какой-то звуковой хаос – отрывистые аккорды, шизофренические перкуссии, вопли, скрежет, – словно действительно попал в ад, в котором мучают Сизифа (устроили из него, бедняги, вечного грузчика :-)). Четвертая часть начинается с весьма умиротворяющей атмосферы – звучит меллотрон, поют птицы, слышатся какие-то звуки, напоминающие животных. Через несколько минут музыка замолкает, появляется жесткий органный звук и громоподобные перкуссии. После паузы вновь слышны клавишные, но на этот раз достаточно тревожные, они все нарастают под другие жутковатые звуки, окутывая слушателя со всех сторон. На заднем плане постепенно возникает музыка вступительной части, пока не остается только она, таким образом придавая сюите цикличность. В целом, вещь получилась странная и, по мнению самого Рика, «претенциозная». С тех пор он перестал писать столь навороченную музыку, предпочитая бóльшую простоту. Очень хорошо к своей задаче подошел Уотерс, предложивший, в отличие от всех остальных, две композиции, для записи которых он воспользовался обширной звуковой коллекцией. Сначала он предлагает нашему вниманию приятную пасторальную композицию «Grantchester Meadows», на всем протяжении которой (более 7 минут) поют птицы. Примерно через минуту после начала появляется, причем как-то несмело, простая акустическая гитара и мягкий голос Уотерса. В середине можно услышать также крики каких-то гусей (кажется, гусей) и их барахтанье в воде. С повторением припева вокал Уотерса дублируется или же ему кто-то подпевает. В конце к пению птиц присоединяется еще и жужжащая муха, явно нарушающая всю эту идиллию, а заодно и устраняющая всякую серьезность, если таковая и была. Мы слышим, как кто-то прибегает, начинает гоняться за назойливым созданием и в результате прибивает несчастную, видимо, газетой. Шаги записаны благодаря художнику Сторму Торгерсону, который ходил по лестнице в деревянных башмаках. Далее идет нечто под огромным названием «Several Species of Small Furry Animals Gathered Together in a Cave and Grooving with the Pict», что в переводе означает «Несколько видов маленьких пушистых животных, собравшихся вместе в пещере и веселящихся с пиктом». Какое название, такое и произведение. Один большой прикол, в котором можно услышать целую кучу разных звуков, то сменяющих друг друга, то накладывающихся – кваканье, хрюканье, кряканье, свистенье, шипенье, пищанье, стрекотанье и много еще такого, для описания чего и слов-то не подберешь. В это звуковое безобразие вносит свою лепту и голос Уотерса, который выдает какие-то вокализы (что-то вроде «атакакамба-хай»). В конце он же пытается на полную исполнить роль пикта, говоря что-то якобы с шотландским акцентом. Неплохо получилось и у Гилмора, который выдал трехчастную вещь «The Narrow Way», из которых вокал есть только в последней. Первая часть начинается с нарастающего жуткого звука, который быстро сменяется двумя акустическими гитарами; постепенно возникают какие-то другие звуки, напоминающие голоса; ближе к концу временами начинается прорываться звук, который мы слышали в начале. Вторая часть начинается с весьма жесткой риффующей гитары, звучащей довольно однообразно, но все равно запоминаясь; к ней присоединяются глухо отбивающие ритм ударные; вновь слышны разные жутковатые звуки, в конце концов выходящие на передний план, в то время как где-то далеко продолжает риффовать гитара. В третьей части появляется вокал, сопровождающийся гитарами и фортепьяно, причем поет Гилмор временами довольно жалобно. Слова Дэвид написал с трудом, поскольку поэтом он себя никогда не считал, а Уотерс ему помочь отказался. Тем не менее, лирика получилась неплохая, хотя и мало понятная своей неконкретностью (извечная проблема – или фишка – Дэвида). Вступают ударные, а после окончания вокалирования музыка постепенно становится все эмоциональнее, пока полностью не затихает. Получилось все весьма неплохо, хотя сам Гилмор утверждал, что он просто «валял дурака». Остался последний участник команды. Становится понятно, почему фамилия Мейсона почти никогда не упоминалась среди авторов композиций. Видимо, сочинитель из него действительно никудышный. Нашему вниманию он предлагает трехчастную вещь «The Grand Vizier’s Garden Party», причем в первой («Entrance») и заключительной («Exit») части звучит (но, к сожалению, недолго) красивая флейта, на которой сыграла Линди, тогдашняя жена Ника, а во второй, самой продолжительной части («Entertainment») мы имеем показ перкуссионного мастерства (если там действительно есть мастерство): Мейсон то стучит, то звенит, то шуршит, а в середине вдруг неожиданно возникают тревожные стонущие клавишные; в определенный момент музыка начинает словно заикаться, и затем к нам возвращаются стуки и грюки Мейсона, причем они шастают из одного динамика в другой. Все это весьма раздражает, поскольку никакого определенного ритма Ник не выдает. Перефразируя Остапа Бендера, «нет, это не Moby Dick, это гораздо хуже». Ритм все-таки появляется к середине седьмой минуты – музыка становится все громче и быстрее, а потом внезапно обрывается, переходя в эпилог. Подведем итоги студийной стороны: Райт – 5,5, Уотерс – 8,5, Гилмор – 8, Мейсон – 4,5. В целом получаем меньше семерки. Теперь соединяем с полученным результатом стопроцентную десятку «живой» стороны и выводим среднее. Featus
Концертные версии ранних опусов, несомненно, лучше своих оригиналов. В них очень хорошо явлена тяга к импровизации. Вещи более интересны в плане атмосферности, их продолжительность увеличена, но это ни в коей мере не утомляет. Музыка несет в себе уже не только ярко выраженный космический дух, отмечается тенденция концептуально приземлить ее, наполнить каким-то земным мистицизмом. Первые две композиции звучат особенно эффектно за счет мощной гитарной игры Гилмора, особенно “Careful with That Axe, Eugene”. А уж душераздирающий нечеловеческий вопль Уотерса примерно в начале 3-й минуты этого мрачного инструментала любого заставит потерять душевное равновесие (Примечание: как только не варьировали название этой композиции: и “Come in Number 51, Your Time is up” , и “Beset by Creatures of the Deep”, но оригинальное название вне конкуренции). “Set the Controls for the Heart of the Sun”, которая вгоняла меня в сон на альбоме 68-ого года исполнена здесь просто потрясающе: мне не хватает слов, чтобы описать таинственное, гипнотизирующее звучание ударных Мэйсона и клавишных Райта. “A Saucerful Secrets” представляет собой синтез всех предыдущих достижений группы (неистовая психоделия и потрясающе эмоциональный вокал в последней части) и отлично завершает первый диск. Студийная часть открывается “Sysyphus” Ричарда Райта. В этой композиции в первой части мы слышим тревожные синтезаторные звуки, вторая часть начинается с игры на фортепиано (в начале нечто классическое, затем резкий авангард), третья часть – попросту какофония, а четвертая – ложная гармония и последующий возврат к начальной теме. Роджер Уотерс отличился сразу двумя номерами. Странно, но ни в одном из них он не демонстрирует своего мастерства в области бас-гитары, что было бы довольно логично, т.к. в композициях остальных музыкантов роль первой скрипки все же играет их персональный инструмент (рискну предположить, что он все же довольно слабый басист). Зато уж в заигрывании со звуковыми эффектами ему нет равных! Чего стоят одно только пение птиц и жужжание мухи в идиллической “Grantchester Meadows”. Что до “Several Species…” , то это, на мой взгляд, самый нелепый звуковой коллаж всех времен и народов (это комплимент, если кто не понял). Экзерсисы Дэйвида Гилмора понятны мне меньше всего: в первой части своей “The Narrow Way” он играет на акустической гитаре, которую сопровождают какие-то уж слишком навязчивые звуковые эффекты, вторая часть отмечена тяжеловесным гитарным ритмическим рисунком, который постепенно сходит на нет, уступая место космическим завываниям, и, наконец, в заключительной части появляется вокал, и эта музыка освобождает наши уши от груза последних минут. Ник Мэйсон представил на суд слушателей пьесу под странным названием “The Grand Vizier’s Garden Party”. Наиболее точное определение этой музыки – «вымученная». Конечно, Мэйсон не найдет себе места в первой десятки лучших рок-барабанщиков, но в его “Вечеринке” перкуссионный минимализм пришелся очень к месту, а атмосферность – 100 % (надеюсь, в моих суждениях нет «кричащих» противоречий). Единственное, что смущает - это несомненно красивая флейта в первой и третьей частях: хоть режьте меня, но она тут нужна как от мертвого осла уши. Обложка альбома - одна из лучших в творческом активе Сторма Торгесона. «Ummagumma» является одни из примеров творчества Pink Floyd того периода, когда группа оказалась на распутье, и не знала, в какую сторону двигаться. Несмотря на то, что репутация диска основана на “Live” части, студийные мытарства ее не портят. Наберусь смелости показаться ненормальным и поставлю десятку. Blackknot | |
| |
Просмотров: 1379 | |
Всего комментариев: 0 | |