Year: 1975 Style: Progressive rock Country: UK Label: EMI
Line-Up: David Gilmour – vocals, guitar, lap steel guitar, EMS Synthi AKS, keyboards, tape effects Roger Waters – vocals, bass guitar, guitar, VCS3, tape effects Richard Wright – keyboards, VCS3, clavinet, background vocals Nick Mason – drums, percussion, tape effects
Additional musicians Dick Parry – saxophone on "Shine On You Crazy Diamond" Roy Harper – vocals on "Have a Cigar" Venetta Fields and Carlena Williams – background vocals
Tracklist:
1. Shine On You Crazy Diamond (Part One) (Gilmour, Waters, Wright) Dick Parry - saxophone Venetta Fields and Carlena Williams - backing vocals
2. Welcome To The Machine (Waters)
3. Have A Cigar (Waters) Roy Harper - vocal
4. Wish You Were Here (Waters, Gilmour)
5. Shine On You Crazy Diamond (Part Two) (Waters, Wright, Gilmour)
Рецензии от darkside.ru----------------------------
Памяти Барретта, без времени ушедшего из музыки в наркотические
грезы, посвящается…
Конечно, музыканты его сами выгнали, но ценить от этого не перестали,
просто не встречались с ним, поскольку уж больно тяжело было общаться.
А чтобы подчеркнуть свое трогательное отношение к бывшему коллеге и
другу, решили записать о нем альбом, где величали его «Безумным
бриллиантом», борцом, творцом и массой других лестных эпитетов. И хотя
часть песен альбома посвящена самой группе, другая часть прославляет
Барретта. «Shine on You Crazy Diamond» прославляет прямо, а «Wish You
Were Here» – косвенно, путем философских размышлений о выборе, стоящем
перед музыкантом, и о том, как этот выбор сказался на его друзьях.
После многоголосия «Dark Side of the Moon» «Wish You Were Here»
предстает по-спартански строгим и по-буддистки умеренным. Музыкальное
полотно рисуется тщательно выверенными скупыми мазками, будто музыканты
обязались обосновать необходимость каждой новой краски в нем. В Китае и
Японии на картине может быть изображен один иероглиф. Каждый
музыкальный фрагмент «Wish You Were Here» – картина с иероглифом, здесь
впечатляет не обилие красок и форм, а подчеркнутая красота одной из
них, затерявшаяся бы, будучи помещенной рядом с другими.
Во время записи альбома в студию пришел сам Барретт, которого
не было видно с 1968-го – семь лет. Компетентные источники утверждают,
что музыканты было понадеялись на выздоровление товарища, но такового
не произошло. Запала Барретта хватило на несколько дней, да и эти
несколько дней его вклад был скорее деструктивным. Безумный бриллиант
потух окончательно. Впрочем, лично я не уверен, горел ли он вообще.
Увы, следует признать, что его песни заметно проигрывали
песням его коллег, а его личные качества нельзя было записать на
пластинку, их можно было оценить только в личном общении. Моррисон был
не только интересным человеком, но и талантливым музыкантом, Барретт
талантливым музыкантом казался только тем, кто знал его лично. Что было
такого сногсшибательного в его творчестве, нам теперь не понять – если
Beatles не устарели, то сольные альбомы Барретта ничего кроме
недоумения не вызывают… Сияй, Безумный Бриллиант, легенда о тебе
оказалась много лучше тебя самого.
AK
***************** Лучший, по моему мнению, альбом великой группы. Так, кстати,
считают и Гилмор с Райтом. Выпустив «Темную сторону луны», Pink Floyd
уже навечно записали свое имя в скрижали рок-музыки, но следующее
творение, вышедшее в 1975 г., оказалось даже лучше. Правда, запись
данного шедевра была очень трудной. После долгих лет трудов музыканты
уже достигли всего, чего хотели, и настроиться на творчество им было
нелегко. Наконец они все-таки решили продолжать, однако сразу же
возникли разногласия: Уотерс уже лелеял задумку нового концептуального
альбома, а Гилмор желал воспользоваться уже имевшимся материалом. А тут
еще Ник Мейсон пребывал в депрессии из-за развала своего брака и
стучать на барабанах не очень-то и рвался. В общем, группа была на
грани распада, и впоследствии Роджер грустно шутил, что все могло
кончиться пластинкой под названием «Wish We Were Here».
В конце концов Уотерс взял вверх – он решил построить весь
альбом на размышлениях о судьбе Баррета (его постоянно преследовало
чувство вины, ведь Сида практически изгнали из группы) и,
соответственно, о проблеме отчуждения между людьми. Райту и Гилмору не
очень нравилось, что Уотерс зациклился на теме безумия, они хотели,
чтобы в их музыке оставались загадочность космоса и умиротворение, а
Роджер желал пробудить слушателя и показать ему жестокие «прелести»
мира. Все же ребятам как-то удалось найти баланс, в результате чего
альбом и оказался столь удачным.
Трудности продолжались и во время записи: то приходилось
отвлекаться на гастроли по США, то звукоинженер испортил уже сделанную
запись, неумышленно добавив эффект эха. Затем произошло поистине
невероятное событие: в студии неожиданно появился Баррет,
растолстевший, да еще и с выбритой головой, похожий на упитанного
кришнаита. Он просидел молча, пока его бывшие коллеги записывались, и
никак не реагировал на то, что сам и является героем песни. Когда было
решено прослушать запись еще раз, Сид вдруг сказал: «А зачем? Вы же ее
уже один раз слышали». Во время вечеринки после записи он исчез так же
внезапно, как и появился, и больше никто из «Флойдов» его не видел.
Помимо прекрасной музыки, настоящим произведением искусства стала
обложка альбома.
Художник Торгерсон решил спрятать его в непрозрачный
полиэтилен черного цвета и фактически сделать две обложки: одну – для
фэнов, другую – для продажи. На последней были изображены две
механические руки, сцепленные в рукопожатии, на фоне четырех секторов
круга, обозначающих четыре стихии (по знакам Зодиака участников
группы). Внутри упаковки находилась обложка с отдельным конвертом для
пластинки. На каждой из четырех сторон было изображение, касающееся
какой-либо стихии и воплощающее идею отсутствия: огонь – горящий
человек, не ощущающий жара; земля – «продавец души» без лица, запястий
и лодыжек, стоящий среди пустыни; воздух – развевающаяся на ветру
вуаль, скрывающая еле видимую обнаженную женщину; вода – ныряльщик,
входящий в воду без брызг. Подобный дизайн вызвал резкое возражение, но
поскольку последний альбом Pink Floyd продавался миллионными тиражами,
любая прихоть была удовлетворена. Остановимся теперь подробнее на
каждом треке.
1) «Shine On You Crazy Diamond (Parts I-V)». Первая часть –
невероятно красивая игра на синтезаторе (тема настолько популярная, что
в качестве саундтрека то и дело вставляется в различные передачи, в том
числе почему-то и о криминале); вторая – к клавишным подключается
гитара, играющая довольно грустную мелодию; третья – клавишные
становятся совсем тихими, тишину время от времени взрезает гитара,
потом в дело вступают ударные, затем общий джем; четвертая – тревожные
синтезаторы с размеренными ударными, потом снова подключается отличная
гитара; пятая – начинается вокал (от спокойного до более
эмоционального), гитара Гилмора словно подпевает Уотерсу, к припеву
постепенно присоединяются все участники группы, после вокальной части
возникает замечательный саксофон Дика Пэрри, уже показавшего свое
искусство на предыдущем альбоме. Тема является одновременно и
воспеванием безумия Сида, способствовавшего его творчеству («Сияй
дальше, безумный брильянт»), и оплакиванием его ухода в себя. И Роджер,
и Дейв понимали, что без Сида Pink Floyd просто бы не состоялся, но и
двигаться дальше с Сидом они не могли. Баррет стал для них символом
человека, который, не желая выносить мрак современной жизни, полностью
отчуждается от нее и от окружающих его людей. Первая тема плавно
переходит во вторую: все инструменты постепенно затихают, и мы слышим
какое-то тихое гудение.
2) «Welcome to the Machine». Раздаются индустриальные звуки,
затем звучит надрывный вокал Уотерса, пульсирующий синтезатор
(индустриально-космические звуки) и тревожная гитара. Главная тема –
взаимоотношения артистов с музыкальным бизнесом, предстающим в виде
безжалостной машины, подминающей под себя всех и вся. В конце трека
слышны звуки какой-то шумной вечеринки со множеством людей,
символизирующей, по словам Роджера, «отсутствие контакта и подлинных
чувств между людьми».
3) «Have a Cigar». Отличный размеренный рок, основу которого
составляют гитары, к которым присоединяются клавишные Райта. Ироничное
и циничное изображение нравов и поведения представителей музыкального
бизнеса, которые только о том и думают, как бы загрести побольше денег.
Вокал принадлежит Рою Харперу, известному фолк-певцу, которому Led
Zeppelin посвятили одну из песен на третьем альбоме. Уотерс перетрудил
голос при работе над «Shine On…» и никак не мог нормально спеть, а
Гилмор отказался ее исполнять, потому как не одобрял подобные
«причитания» Роджера. Решено было пригласить Харпера, о чем Роджер
впоследствии сожалел, «не из-за того, что он плохо спел… а просто
потому, что это уже не мы». В конце трека музыка внезапно становится в
два раза тише, словно играет дешевый транзисторный приемник (эффект,
созданный одновременным передвижением десятка регуляторов на микшерском
пульте), затем идет переключение несколько радиопрограмм (например,
случайно ловятся несколько аккордов 4-й симфонии Чайковского).
4) «Wish You Were Here». Тихое вступление гитары (как будто на
том же самом приемнике), к ней присоединяется вторая гитара (более
громкая). Великолепная игра с прекрасным текстом. Первая песня, слова
которой были написаны еще до музыки. Речь в ней идет о двух сторонах
личности человека, Джекилле и Хайде. Так, Роджер, с одной стороны,
ощущал себя гуманистом и социалистом, а с другой, был амбициозным и
тщеславным эгоистом. «Хочу, чтобы ты был здесь», – это и обращение к
лучшей половине самого себя, и печальное взывание к Сиду. Игра
инструментов становится все тише, пока ее не заглушают завывания ветра.
Во время записи Дейв предложил, что неплохо было бы в конце
записать звуки деревенской скрипки для придания песни элегантности. В
это время в той же студии записывался известный джазовый скрипач Стефан
Грапелли с гигантом классики Иегуди Менухиным. Грапелли немного
поторговался и, в конце концов, согласился записаться за 300 фунтов.
Уотерс говорил: «Если очень, очень внимательно вслушиваться в самый
конец композиции… то после шума ветра можно еле-еле уловить звуки
скрипки… Мы решили не указывать его имя на конверте, потому что от его
скрипки на пластинке практически ничего не осталось, он мог бы и
обидеться». 5) «Shine On You Crazy Diamond (Parts VI-IX)».
Шестая часть – под завывания ветра слышатся тихие клавишные,
взрезаемые сначала гитарой, а потом и ударными, затем клавишные
становятся доминирующими, потом общий джем в лучших традициях; седьмая
– вокальная часть (напоминает пение в пятой части, только хор, пожалуй,
еще мощнее); восьмая – размеренный джем сначала с оттенком джазовости,
затем с космическими нотками; девятая – полностью райтовская, тревожный
звук синтезаторов и фортепьяно под размеренные ударные, а в самом конце
– затихающие умиротворяющие клавишные. Итак, один из немногих альбомов,
которому десять баллов я ставлю без всяких сомнений и без всяких
натяжек. Это музыка на века. Это Искусство с большой буквы.
Featus
********************* Хоть альбом "Wish You Were Here" мне нравится несколько
меньше, чем творение "Dark Side of the Moon", он является классикой
самой группы, и всей музыки ХХ-века.
По сравнению со своим предшественником, этот релиз отличается большей
строгостью и задумчивостью музыки. Здесь мы слышим скорее не полифонию,
а упорядоченные и стройные композиции, каждая из которых смотрится
более самостоятельным полотном, чем это было, скажем, на предыдущем
альбоме.
Несмотря на то, что альбом посвящён Сиду Баррету (который, как
известно, умер совсем недавно, 10 июля), каждый может найти в нём
что-то для себя, музыканты удачно совместили доминирующую идею и
концептуальность, благодаря которой строки песен заставляют задуматься
каждого из нас. Это, что касается текстов.
Что касается музыки, то она здесь просто великолепна, удивительно
изящна, в ней нет ничего лишнего. Пожалуй, композиция "Welcome to the
Machine" мне понравилась менее всех остальных, а вот вещи "Wish You
Were Here" и "Shine On You Crazy Diamond" (обе части) просто
великолепны, каждый раз при их прослушивании я получаю эстетическое
удовольствие, до сих пор, хотя прошло уже много времени с момента, как
я впервые их услышал. Самая жёсткая, и ещё одна великолепная песня
"Have a Cigar" чем-то напомнила мне композицию "Money" с
альбома-предшественника.
Великолепный и шедевральный альбом. Один из столпов рок-музыки.
P.S. Великолепная обложка!
С уважением...