THE VERVE
Urban Hymns
Трэклист:
01. Bittersweet Symphony
02. Sonnet
03. Rolling People
04. Drugs Don't Work
05. Catching The Butterfly
06. Neon Wilderness
07. Space And Time
08. Weeping Willow
09. Lucky Man
10. One Day
11. This Time
12. Velevet Morning
13. Come On
Британцы The Verve шли к славе восемь лет. Срок небольшой, но
для группы оказавшийся фатальным. Большую часть своей короткой
биографии команда прожила в относительной безвестности, пройдя за это
время внушительный путь - от наивной психоделии 60-х до изобретательной
неопсиходелии конца 90-х и весьма оригинального альтернативного
поп-рока. Достигнув творческой кульминации, которая счастливо совпала с
коммерческим успехом, экипаж The Verve не справились с управлением, и
мчащийся на всех парах поезд пошел под откос. Пик популярности, которую
принес им третий альбом "Urban Hymns", оказался началом дороги в
никуда.
Родиной группы Verve стал крошечный английский город Wigan.
Датой рождения команды называют 1989 год. Возглавлял это начинание
Ричард Эшкрофт (Richard Ashcroft), харизматичный персонаж рок-сцены,
обладавший магнетической притягательностью и шаманским обаянием. Его
называют духовным преемником таких идолов рок-н-ролла, как Мик Джеггер
(Mick Jagger) и Джим Моррисон (Jim Morrison). И хотя наследие этого
музыканта пока что выглядит поскромнее, это не делает его менее
колоритной фигурой. Потеряв отца в 11 лет, Ричард испытал сильнейшее
влияние своего отчима, который был членом древнего мистического ордена
Розенкрейцеров и регулярно проводил эксперименты по расширению
сознания, демонстрируя таланты целителя.
Создать собственную группу Ричард Эшкрофт решил, уже будучи
студентом колледжа. В стартовом составе Verve его интересы разделяли
его товарищи по школе - басист Саймон Джонс (Simon Jones) и барабанщик
Питер Селсбери (Peter Salisbury). Четвертым присоединился гитарист Ник
МакКейб (Nick McCabe), тоже студент колледжа. Профи высокого класса,
МакКейб сыграл колоссальную роль в создании уникального саунда Verve.
Оуэн Моррис (Owen Morris), продюсер группы Oasis, называл его
впоследствии самым талантливым музыкантом, с которым ему приходилось
работать. В своих музыкальных пристрастиях участники Verve были на
редкость единодушны: на первом месте Beatles, потом Funkadelic и Can, а
дальше уже всевозможная психоделия. Отличались разве что вкусы
МакКейба, который фанатично слушал Joy Division, Led Zeppelin и Pink
Floyd.
В репетициях и притирке друг к другу прошло несколько лет. За
это время музыканты сумели выколдовать совершенно своеобразный саунд,
которому трудно было найти аналог на тогдашней рок-сцене. Еще задолго
до первого релиза журналисты, слышавшие выступления Verve, называли их
звучание "гигантским" и "бессмертным". В 1991 году группа подписала
рекординговый контракт с компанией Hut Recordings, которая увидела в
записях группы "текучий экстракт рок-н-ролла". Дебютный сингл "All in
the Mind" появился в марте 1992 года. Он положил начало серии релизов,
оригинально оформленных дизайнером Брайаном Кэнноном (Brian Cannon) и
уверенно покорявших независимые чарты. В них все было необычно -
начиная от волшебной музыки, с ее океаническим разливом гитар, и
заканчивая рисунками на обложках дисков. Так же нестандартно проходили
и живые выступления группы. Послушать их собиралась довольно странная
публика, под стать музыкантам, которые могли запросто прервать концерт
в любом месте, если что-то происходило не так, как, по их мнению,
должно было происходить. Когда вышли синглы "She's a Superstar" и
"Gravity Grave", стало понятно, что в лице Verve в рок-музыку пришла
очень своеобразная команда со специфическим отношением к звуку.
Наиболее привлекательными элементами их саунда был сильный, порывистый
вокал Ричарда Эшкрофта и резонирующая лид-гитара Ника МакКейба.
В мае 1993 года команда отправилась в первое концертное
путешествие по Америке на разогреве у The Black Crowes, а на родине в
это время вышел очередной сингл "Blue". Любители инди-музыки оценили
быстрые, искусные проигрыши в композициях Verve, а продвинутые критики
с одобрением отнеслись к их дебютному альбому "A Storm in Heaven",
изданному в 1993 году. Хотя эту амбициозную запись вскоре стали
называть психоделической классикой 90-х, но на руководство
поп-радиостанций это не произвело впечатления. Достаточно вялая
раскрутка диска в радиоэфире отнюдь не способствовала росту продаж. Да
и сами музыканты были слишком озабочены собственным видение музыки,
слишком углублены в свои идеи, чтобы сразу включиться в довольно
стандартизованную машину шоу-бизнеса. Однако при всем своем идеализме
Эшкрофт отнюдь не был слеп к происходящему: "Я не думаю, что мы
когда-нибудь сумеем достичь того, что хотим. Я думаю, это вообще
невозможно, но это та цель, к которой стоит идти".
Летом 1994 года Verve получили новое приглашение в Соединенные
Штаты - на малую сцену фестиваля Lollapalooza. Казалось бы, поводов для
радости у музыкантов хоть отбавляй. Но тур в рамках фестиваля вылился в
череду скандалов и неприятностей. Барабанщик Питер Селсбери был
арестован в Канзасе за то, что разгромил свой номер в гостинице, а
Эшкрофт попал в больницу в результате сильнейшего обезвоживания
организма. Еще один сюрприз приготовил британцам один из американских
джазовых лейблов - под угрозой суда от них потребовали официального
изменения названия, поскольку группа Verve в Америке уже имелась.
Тогда-то в названии команды и появился артикль The.
В 1995 году The Verve приступили к сессиям своего второго
альбома "A Northern Soul". Обстановка в команде давно внушала опасения,
в определенном смысле эта запись была соломинкой, за которую хватались
утопающие. Создавался диск не в лучших условиях. Как признавались сами
участники, экстази и героин не переводились во время студийных сессий.
Основная часть работы прошла в Уэльсе, а последние штрихи были сделаны
в знаменитой студии Abbey Road под опекой продюсера Оуэна Морриса.
Неординарная в творческом отношении, а потому, наверное, и
недооцененная, эта работа была встречена скептически - и прессой, и
меломанами. Три сингла, предварявшие выход альбома, "This Is Music",
"On Your Own" и "History", отметились в британском Тор 40, но этим их
достижения и исчерпались. The Verve снова делали акцент на традиционном
психоделическом саунде, насытив его энергией молодости и бурлящими
эмоциями, спиральными пассажами гитары и шаманским вокалом. Ричард
Эшкрофт описывал "A Northern Soul" как исследование души, "переживающей
опыт боли, восторга, потерь, романтики, любви и еще массы чувств,
которые переплавились в этих песнях".
The Verve успели отлично выступить на фестивале T in the Park в
Глазго, а затем, после череды негативных отзывов в прессе и все такой
же вялой коммерческой отдачи, Эшкрофт решил расстаться со своей
командой.
Хотя одинокие блуждания фронтмена продлились всего несколько
недель и он благополучно вернулся к товарищам, за это время группа
успела попрощаться с гитаристом Ником МакКейбом. Он возвращаться как
раз не спешил, и его место занял гитарист и клавишник Саймон Тонг
(Simon Tong), школьный товарищ музыкантов. МакКейб передумал, только
когда The Verve начали репетировать новый материал для будущего
лонг-плея. Свой кульминационный альбом "Urban Hymns" (1997 год)
музыканты записывали впятером. Стандарт рок-саунда для второй половины
90-х создавался под опекой продюсера Криса Поттера (Chris Potter), но и
сама группа приложила к аранжировкам и сведению записи все силы.
Основную часть материала составили композиции, написанные фронтменом
для своего гипотетического сольного проекта, которым он так и не
решился заняться. Тем не менее LP "Urban Hymns" звучал слаженно и
цельно, как работа единого коллектива, которому удалось создать
грандиозные акустические пейзажи и, опираясь на старые рок-традиции,
звучать вполне актуально.
Первый удар по меломанам нанес промо-сингл "Bittersweet
Symphony", оснащенный красивой струнной секцией и построенный на сэмпле
из симфонической версии "The Last Time" Rolling Stones. Композиция
стала горячим хитом лета 1997 года. Она стартовала в британском
хит-параде со второй строки и три месяца не покидала поп-чарта. Интерес
к команде несказанно вырос после блестящего выступления The Verve (уже
как хэдлайнеров) на фестивале в Ридинге, так что новый сингл с этого же
альбома, "The Drugs Don't Work", стал первым хитом номер один The Verve
в Великобритании. Третьего альбом ждали с нескрываемым нетерпением.
Стоит ли удивляться, что изданный осенью 97 года лонг-плей "Urban
Hymns" стал одним из наиболее быстро раскупаемых альбомов в истории
британской музыки.
Только теперь группой The Verve по-настоящему заинтересовались
в Соединенных Штатах. Прекрасная композиция "Bittersweet Symphony" в
1998 году отметилась в многочисленных американских чартах, финишировав
на 12 строке рейтинга Billboard Hot 100. Благодаря хорошей раскрутке на
радио, альбом "Urban Hymns" поднялся на 23 строку чарта США, а в Канаде
вошел в Тор 20. После издания "Urban Hymns" The Verve автоматически
вошли в число самых популярных британских рок-групп в мире. Но это не
избавило команду от проблем. По иронии судьбы, очередное судебное
разбирательство было связано с самым громким хитом в карьере команды.
Компания ABKCO Music, контролирующая бэк-каталог Rolling Stones,
добилась через суд, чтобы все права на публикацию песни "Bittersweet
Symphony" принадлежали ей. Музыкантам эта песня не принесла ни копейки.
Несмотря на успех и явственное ощущение огромных перспектив,
которые открываются перед командой, настроение музыкантов было не самым
радужным. Они успешно прокатились с концертами по США (билеты
раскупались заранее с завидной скоростью) и завершили большое турне по
Великобритании.
Однако в разгар нового американского гастрольного тура в 1998
году из группы ушел МакКейб. Это был последний удар, от которого
команда фактически уже не оправилась. После нескольких месяцев смутных
слухов и неопределенности в начале 1999 года The Verve официально
объявили о своем роспуске. "Решение распустить группу лично мне
досталось нелегко, - прокомментировал ситуацию Ричард Эшкрофт. - Я
отдавал команде все свои силы и ничего не собирался менять, но
обстоятельства сложились так, что это стало невозможно. И все-таки я
рад, что решение наконец принято, что я могу двигаться дальше, с новой
энергией писать новые песни и готовить новый альбом".
В 2000 году Эшкрофт презентовал свой сольный дебют "Alone with
Everybody" и отправился в турне по Соединенным Штатам. В 2001 году он
издал второй диск "Human Conditions". В создании сольных альбомов
фронтмену помогал барабанщик Питер Селсбери, а остальные участники
занялись собственными проектами, не исключая возможности, что
когда-нибудь они еще встретятся и запишут что-нибудь вместе. Тут есть,
конечно, свои сложности. "Я никогда не смогу играть в группе, если в
ней не будет Ника МакКейб, - признается лидер The Verve. - Я очень
люблю его. И думаю, он смотрит на вещи так же. Нам просто нужно время,
чтобы осознать это". Видимо, время пока еще не пришло...